1 Содержание: 1. Пояснительная записка 3 2. Нормативно-правовые документы 3 3. Организационный раздел 4 4. Цель и задачи 4 5. Перспективы реализации программы 4 6. Содержательный раздел: 5 - Вариативные методы и формы реализации программы 7. Возрастные особенности детей - Система работы кружка 5 5 8. Учебно-методический план программы 6 9. Список источников и используемая литература 12 10. Список обучающихся детей 13 11. Диагностическая карта 14 2 Пояснительная записка Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках дополнительного образования, появилась необходимость создания в ДОУ кружка, где могут использоваться нетрадиционные техники аппликации, лепки, рисования. Занятия, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Процесс продуктивной деятельности способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речь. На занятиях кружка совместное обсуждение побуждает ребенка к осмысливанию объекта его творчества, выявляет критерии, по которым он оценивает результат труда. Актуальность. Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Нам взрослым, необходимо пробудить в ребёнке положительные эмоции и чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребёнка в рисовании, побуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей ребёнка в рисовании, возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Опыт работы свидетельствует: работа с необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Занятия проводятся в творческой атмосфере, что способствует развитию воображения. Важным условием реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Нормативно-правовые документы Программа работы кружка разработана в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) и нормативно-правовыми документами: Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013 Уставом Учреждения МДОУ – детский сад №7 3 Организационный раздел: Программа учитывает в полном объеме возрастные и психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Занятия в кружке посещают дети по собственному желанию и по запросам родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с октября по май. Для успешного усвоения программы на занятиях численность детей в группе должна составлять не более 15 человек. Перспективно-тематическое планирование работы кружка (в части определения содержательного компонента образовательного процесса) составлено с учетом перспектив в обновлении содержания. Цель программы: – создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач. Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности. Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем личного опыта. Творческие задачи – это задачи, которые требуют самостоятельного решения найденного в результате экспериментирования с материалами. Основная цель – Обучение приемам нетрадиционной техники рисования, лепки и аппликации; формирование творческих способностей детей. Задачи: - Развивать речь детей 4-5 лет. - Знакомить с произведениями художественного творчества, произведениями художественной литературы. - Развивать мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие. - Воспитывать художественные способности и эстетический вкус. Перспективы реализации программы В процессе обучения дети приобретают практические навыки владения ножницами, фигурными трафаретами. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпается» творческие способности. В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками. Выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; 4 овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе. Формы подведения итогов реализации программы: - участие детей в творческих конкурсах; - организация выставки детских работ в детском саду; - составление альбома лучших конкурсных работ; - оформление материала «Опыт работы кружка»; Содержательный раздел Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу. В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие: - занятие-беседа; - практические подгрупповые занятия; - практические приемы; - дидактические игры и задания; - игровые упражнения. Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных методов обучения: - исследовательский; - проблемно-поисковый; - экспериментальный; - творческий. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет В возрасте 4 - 5лет игра становится ведущим видом деятельности. Графические образы бедны: могут отсутствовать некоторые детали. Но при этом дети уже используют цвет. Известно, что изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды лепки, рисования, аппликации. К концу среднего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развивается память и внимание. К концу среднего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-образное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. В этом возрасте уже могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Система работы кружка Реализация поставленных задач осуществляется в соответствии с учебным планом ДОУ. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю. Всего 32 занятия в год. 5 Учебно-методический план работы: Для систематической организации работы кружка разработано перспективно-тематическое планирование на учебный 2021-2022 год Тематический план занятий кружка «Юные таланты» Тема Техника Задачи Материалы Октябрь «Осенние Рисование по листочки» мокрой бумаге Беседа об осени. Предложить Альбомный лист с изображением грибочка; детям почувствовать себя художниками и раскрасить природный материал (листики); клей ПВА; осенние листья. Объяснить последовательность работы. цветные карандаши. Украсить раздевалку готовыми работами. Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Развивать художественное восприятие. Смешанная Беседа о дожде. Познакомить Мятая бумага. Емкости с серой краской. «Ходит детей с новым видом тучка по техника рисования – изобразительной дорожке, Емкости с голубой краской. промочила мятая бумага деятельности – рисование и рисование мятой бумагой. Дополнение в лужах Листы бумаги, ватные палочки. ватными рисунка каплями дождя с ноки» палочками. помощью ватных палочек. Развивать художественное восприятие. Доставить радость о созерцания своей творческой работы. Учить мять бумагу, 1/2 альбомного листа с изображением «Яблоки в Объемная скатывать из неё комочки, лукошке» аппликация обмакивая в клей корзинки, кусочки бумаги желтого красного, приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. зеленого цветов, клей ПВА Развитие сенсоматорики. Беседа об осенних листьях. Букет из осенних листьев, краски, кисти, «Красивый Печатание листьями. Рассмотреть осенние листья букет» (неяркие, сухие, ломкие). бумага. Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге. Украшение раздевалки детскими работами : « Осенняя ярмарка» 6 Ноябрь «Петушок Техника -золотой бумагопласти гребешок» ки Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток . Продолжать формировать навыки (коллекти аппликации (наклеивание вная бумажных шариков на работа) силуэт хвоста). Беседа о зимующих птицах. «Снегири и Объемная Учить детей формировать из синички» аппликация бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы РисованиеЧтение стихотворения «Ежик» методом Маршака «Еж». Предложить тычка нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка . Развивать эмоциональночувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. Печатание Лисичке очень нравятся «Домик дома, в которых живут люди для и ей тоже очень хочется лисички» иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать Инсцениро домик для лисички. вка: Объяснить способ «Заюшкин рисования. а избушка» Развивать координацию движений рук. Мелкую (отрывок) моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. «Осенний коллаж» детских работ Декабрь «Ах, ты, Зимушказима, все снежочко м замела» (коллекти вная работа) «Украшен ие Объемная аппликация Рисование оттисками. ¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки Контурные силуэты птиц из черного двустороннего картона. Салфетки желтого и красного цветов, клей ПВА. Бумага, гуашь, жесткие кисти. Контурное изображение ежика без иголок. Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь. Закреплять умение детей аккуратно приклеивать на основу кусочков ваты (на крону деревьев, на землю, дома), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. ¼ тонированного листа ватмана с Продолжать знакомить с нетрадиционной Шаблоны рукавичек из картона, различного изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, вата 7 изобразительной техникой рисования – оттиски вида оттиски, штампы, ватные палочки. различных форм. Составлять узор, развивать фантазию, Гуашевые краски. воспитывать аккуратность. Объемная Закреплять знание детей о Картинка с изображением снеговика, ватные «Мы аппликация круглой форме, о различии слепили предметов по величине, снеговика» диски разной величины, кусочки цветного учить детей работать с ватными дисками различной картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. Техника Познакомить с новой Подготовленные шаблоны елочек из картона, ниткографики техникой: ниткографика. с элементами Закреплять навыки работы в клей ПВА, нарезанные нитки зеленого цвета «Елочка пушистая, бумагопласти технике мятой бумаги. Продолжать учить отрывать на мелкие кусочки, салфетки разных цветов. нарядная, ки небольшие кусочки бумаги, душистая сминать их в шарики, » выкладывать из них изображение. Выставка работ: «Новогодний парад Ёлочек и снеговиков» рукавичек» Январь Фотокопия «Звездное небо» «Дерево инее» Рисование в технике «Манная краска» Беседа о звездах. Чем Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный можно нарисовать звезды на белой бумаге, тампон, клеенка или газета, свеча. чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка. Вызвать эмоциональный отклик. Развивать воображение, художественное восприятие, стойкий интерес к процессу рисования в Учить изображать иней «Манная» крупа (клей ПВА, манка), гуашь кончиком кисти на коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, ветках дерева, альбомный лист в синих тонах, образец, картины используя «манную» деревьев в инее, краску. Закреплять навык работы кистью, 8 «Шапочка для зайчика» «Золотая Рыбка» Упражнять в Учить рисовать рисовании элементарный узор, Развивать моторику рук, внимание, ориентировку пальчиками. нанося рисунок на листе, точность движений, творчество. равномерно в определённых местах. Обрывная Учить детей отрывать Шаблон из картона – рыбка, бумага желтого цвета, небольшие кусочки клей ПВА бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон, имитируя чешую рыбки. Выставка: «Кладовая Деда Мороза» Февраль «Кудрявый Бумагопласти Упражнять в умении ка отрывать от листа салфетки барашек» кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки. Воспитывать интерес к работе с бумагой. Продолжать знакомить с «Аленький Рисование нетрадиционной техникой цветочек» пальчиками рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать заданную поверхность, Изготовлен Аппликация Развивать воображение, ие поделок мышление, творческие к 23 способности. февраля Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и «Подарок сувениров; для папы» Воспитывать уважение к папе. Обрывная Закреплять умение детей «Военные аппликация аккуратно разрывать бумагу машины» на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. Оформление альбома: «Буду в армии служить» Тонированная бумага с контуром барашка, белые салфетки, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки. Гуашь, салфетки, бумага с изображением контура цветка. Готовые галстуки из разноцветного картона, вырезанные звезды и фигуры разного размера, клей, салфетки. Двусторонняя цветная бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением военной техники, клей, кисти, салфетки Март «Мимоза для мамы» Бумагопласти ка Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4на4), гуашь желтого цвета в 9 композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете форме величине количестве, качестве предмета; формировать навыки аппликационной техники Познакомить с техникой «Солныш Печатание ладошками печатания ладошками. Учить ко быстро наносить краску на лучистое» ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие Котенок Ниткография Закреплять умение детей аккуратно намазывать клей по имени внутри контура и «Гав» приклеивать кусочки ниток на поверхность, создавая пушистую шерстку. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным. Пластилиногр Развивать эстетические чувства передачей «Встреча афика художественного сказочного со образа в технике сказочным пластилинографики. героем» Закреплять умение катать шарики между ладошками или на дощечке. Изготовление подарков для сотрудников детского сада мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимоза Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски Игрушка котенок, ½ альбомного листа с контурным изображением котенка, нарезанные нитки, клей, кисти, салфетки Вырезанные из картона круги пластилин желтого цвета, дощечки. Апрель Раскрашивани Учить детей раскрашиванию, не выходя за контур рисунка. «Матрешк е Развивать чувство а» композиции, умение находить удачное сочетание цветов. Учить используя образец «Ракета Аппликация из воспитателя выкладывать из летит в геометрическ геометрических фигур космос» их фигур ракету и наклеивать ее на лист картона. . Предложить закрасить «Самолет Пласконтур размазывая пост роим тилиновая пластилин внутри контура. сами» Продолжать учить детей живопись рисовать пальчиками. Развивать ритмичность движений. Воспитывать Листы с изображением матрешки, краска разных цветов, кисть. Вырезанные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круги, образец ракеты. Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги 10 чувство сопереживания. Учить составлять изображение кораблика из Аппликация с готовых форм (трапеций и «Белые треугольников разного кораблики элементами размера). Формировать оригами » умение свободно размещать детали, аккуратно (коллекти приклеивать, промазывать вная края деталей, пользоваться работа) салфеткой. Выставка работ «Ракеты летят в космос» Тонированный лист бумаги, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки. Май Рисование пальчиками «Морское путешест вие» . Объяснить Гуашь, Контур кораблика на Развивать чувство ритма, последовательность работы.. листе бумаги, вода, салфетки мелкую моторику, Развивать воображение, Пальчиковая живопись Пальчиковая живопись Пальчиковая внимание, мышление, художественное восприятие, живопись память, речь. Альбомный лист, координацию рук. В конце Рисование пальчиками гуашь. любуются рисунками, Воспитывать интерес к рисованию воспитатель читает стих: нетрадиционными «Кораблик» способами. «Веселый попугай» «Гусеница » «Поляна одуванчик ов» Пластилиногр афика Оттиск пробкой. Закрепить технику пластилинографики с размазыванием и добавлением декоративных элементов; Продолжать учить размазывать пластилин по всей плоскостной фигурке. Заготовки из картона, пластилин, цветные перья, скорлупки от фисташек. ½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бамбуковые или железные пробки, гуашь разного цвета. Продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой оттиск пробкой. Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Рисование Учить передавать образ ½ альбомного листа. Желтая гуашь. Кисточка одуванчиками одуванчика в совместной для клея. Клей ПВА. Тряпочка, клеенка. с элементами работе, закреплять приемы Вырезанные элементы листьев, стеблей. аппликации. печатания. Закреплять умение аккуратно наклеивать листья Выставка детских работ: «Наши достижения» 11 Список источников и используемая литература: 1. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». И.А. Лыкова, - М.: Карапуз 2. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Л.В. Куцакова, - М.: Совершенство, 1999 3. Детский дизайн. Пластилинография. Г.Н. Давыдова 4. Объемная аппликация Петрова И.М. – СПб.: Детство-Пресс, 2007 5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2004 6. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова – М.: АРКТИ, 2006 7. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт– Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997. 8. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С. Комарова Москва, Просвещение 1991. 9. «Пластилинография для малышей» Г.Н. Давыдова Москва «Скрипторий 2003» 10. Якобсон «Обучение детей 3– 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон Москва«Просвещение», 1992. 12 Список детей посещающих кружок 1. 7. 2. 8. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 13 Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой №п/п Ф.И. ребенка Техничес Точность Средства кие движений выразительно сти (цвет, навыки форма, композиция и др.) н к н к н к Наличие замысла н к Проявление самостоятел ьности н к 11. «н» – начало года; «к» – конец года 14