c_Учебный план МДОУ - д.с7 2024 - 2025 год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 7
г. Котово Волгоградской области

Рассмотрено:
на педагогическом совете
протокол №1 от 30.08.2024г

Утверждаю:
Заведующий МДОУ - детский сад №7
Губанова Т.В.__________
Приказ №69 от 30.08.2024г

Учебный план
на 2024-2025 учебный год

2024г

2
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………...3
1.1. Нормативные основания составления учебного плана…………………………………………………………………………………3
1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана…………………………………………………………….3
1.3. Характеристика структуры учебного плана образовательной деятельности……………………………………………………..…..6
1.3.1. Структура учебного плана образовательной деятельности………………………………………………………………………..….8
2. Учебный план образовательной деятельности…………………………………………………………………………………………….9

3
1. Пояснительная записка.











1.1 Нормативные основания составления учебного плана непрерывной образовательной деятельности.
Учебный план - является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации
образовательного процесса в 2024 - 2025 учебном году в МДОУ – детский сад № 7 г. Котово Волгоградской области (далее - ДОУ),
устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно
организованной образовательной деятельности. При этом данное распределение не является жестко регламентированным и
предусматривает возможность интеграции.
Учебный план учреждения разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области
образования, а также нормативными и распорядительными актами органов исполнительной власти в сфере образования, и
осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
защиты прав потребителей и т.д., а также локальными нормативными актами, распорядительными актами дошкольной
образовательной организации:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. 14 ЗО4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации";
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования";
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания";
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013№ 30384) с изменениями;
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847) Устав муниципального дошкольного образовательного
учреждения – детский сад № 7 г. Котово Волгоградской области.
1.2 Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана:
Основными задачами учебного плана являются:
1.
Регулирование объема образовательной нагрузки.

4
Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию и организации
образовательного процесса в ДОУ.
МДОУ – детский сад № 7 в 2024 -2025 учебном году реализует основную общеобразовательную программу - образовательную
программу дошкольного образования разработанную в соответствии с ФОП ДО.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Выполнение обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60 % от общего
нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, не превышает 40%.
В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательной части Плана
определено время на непрерывную образовательную деятельность, отведенное на реализацию пяти образовательных областей. Содержание
педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» отражено в режиме занятий. Занятие
рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной
или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых
осуществляется педагогом. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играмипутешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности,
проблемно - обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так
далее. В рамках отведенного времени педагог может организовывать образовательную деятельность с учетом интересов, желаний детей, их
образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания. При
организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся
подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей
дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21. Занятия используются как одна из форм образовательной деятельности,
предусмотренной как в обязательной части, так и в части, формируемой участниками образовательного процесса, кроме этого, в учебном
плане и в календарном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого
возраста детей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена парциальными образовательными программами,
направленными на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках. В
МДОУ – детский сад № 7 используется следующий учебно-методический комплекс, составленный из учебных пособий и методических
изданий, выбранных с учетом интересов, потребностей родителей, выявленных в процессе анкетирования:
2.

5

Автор

Возрастная
периодизация

Парциальная программа художественноэстетического развития детей «Цветные
ладошки»

И. А. Лыкова

2-7 лет

Программа «Юный эколог»

С.Н.Николаева

3-7 лет

№ п/п Название программы
1.
2.

4. Парциальная программа «Умные пальчики:
И.А. Лыкова
2-7 лет'
конструирование в детском саду»
6. Программа по музыкальному воспитанию
И.М.Каплунова,
2-7 лет
«Ладушки»
И.А.Новоскольцева
Образовательная программа «Азы финансовой Л.В.Стахович
5-7 лет
культуры для дошкольников»
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы
преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание данных программ
способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.
Программы обеспечивают реализацию следующих принципов:
 принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
 принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программ соответствует основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
 принцип полноты, необходимости и достаточности;
 принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного
возраста;
 принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
 принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Учебный план ДОУ является локальным нормативным актом, регламентирующим организацию образовательного процесса в с
учетом специфики ДОУ, программно-методического, кадрового обеспечения; устанавливающим перечень образовательных областей и
объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности.
Учебный план соответствует Уставу и виду дошкольного учреждения.
ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 12 часов: с 7.00 до 19.00.

6
В ДОУ' функционирует 8 групп (дети от 1 до 7 лет):
 первая младшая «Колокольчик» - 1-3 года
 вторая младшая «Ромашка» - 3-4 года
 средняя «Василек» - 4-5 лет
 старшая «Одуванчик» - 5-6 лет
 подготовительная «Незабудка» - 6-7 лет
 первая младшая – 1-3 года
 комбинированная – 3-5 лет
 комбинированная – 5-7 лет
В летний период организуются физкультурные и музыкальные досуги и развлечения, подвижные и спортивные игры, праздники,
экскурсии и т.д, увеличивается продолжительность прогулок. В дни каникул проводится непрерывная образовательная деятельность только
эстетической и оздоровительной направленности (экологическая, музыкальная, художественно-эстетическая и оздоровительная).
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня
различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности детского сада предусматривает, как организованные педагогами
совместно с детьми (НОД, развлечения, досуги) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и
сетка занятий соответствуют виду и направлениям работы детского сада.
Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей организуются не менее 3 раз в неделю.
Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
- во второй группе раннего возраста-10 мин.,
- в младшей группе -15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательная деятельность по
физическому развитию организуется на открытом воздухе.
1.3.
Характеристика структуры учебного плана
В структуре учебного плана ДОУ выделены две части: обязательная и часть, формируемая участниками образовательных отношений
образовательной организации (ЧФУ ОО). Обязательная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной
общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС и ФОП ДО и составляет не менее 60% от общего
объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и обеспечивает вариативность

7
образования; отражает специфику детского сада, его сложившиеся традиции; позволяет более полно реализовать социальный заказ на
образовательные услуги, учитывает специфику национальных, социокультурных, демографических, климатических, региональных
условий, в которых осуществляется образовательный процесс, предусматривает выбор парциальных образовательных программ (на основе
анкетирования родителей (законных представителей)) и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", а также инструктивно-методическим письмом Министерства
образования Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23-16.
В План включены пять направлений, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественноэстетическое и физическое развитие детей.
Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества непрерывной образовательной деятельности
на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени занятий.
Образовательная деятельность по физическому развитию и музыкальному развитию проводится со всей группой, за исключением первой
и второй группы раннего возраста. В первой и второй группе раннего возраста свыше 12 детей физическое развитие (НОД) проводится по
подгруппам. Музыкальное воспитание детей ДОУ осуществляют музыкальный руководитель, физическое развитие - инструктор по
физической культуре.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 1до 3-х лет - не более 6-8 минут; о; от 3 до 4-х лет - не
более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5-ти до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7ми лет - не более 30 минут.
Форма организации занятий с 1 до 3 лет (подгрупповые), с 3 до 7 лет (фронтальные).
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста от 1 до 3 лет (группы раннего
возраста) не более 20 минут, от 3 до 4 лет (младшая группа) не более 30 минут, от 4 до 5 лег (средняя группа) не более 40 минут, от 5 до 6
лет (старшая группа) не более 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна, от 6 до 7 лет (подготовительная группа)
- не более 90 минут.
В середине времени, отведенного на организацию занятий, проводят физкультурные минутки, длительностью 1-3 минуты.

8
Непрерывную образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения
детей, следует организовать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные,
музыкальные занятия, ритмику и т.д.
Непрерывная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей,
проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления
непосредственная образовательная деятельность познавательной направленности чередуется с непрерывной образовательной
деятельностью художественно-эстетического и физического направлений.
1.3.1. Структура учебного плана непрерывной образовательной деятельности.

Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:
 социально - коммуникативное развитие
 познавательное развитие
 речевое развитие
 художественно-эстетическое развитие
 физическое развитие
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, их склонностями и интересами, потребностями родителей.
Выполнение задач обязательной части основной общеобразовательной программы, и части, формируемой участниками
образовательных отношений, осуществляется через НОД, а также за счет времени, отведенного на решение образовательных задач в
режимных моментах.
Содержание Обязательной части и ЧФУ ОО учебного плана не превышает допустимую нагрузку.

9
2.

Образовательная
область/ Приобщение к
ценностям
Познавательное
развитие/ «Человек»,
«Семья», «Познание»,
«Родина», «Природа»

Учебный план основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ
в группах для детей раннего возраста с 1 до 3 лет на 2024 - 2025 учебный год
Направления реализации
образовательных областей

Виды деятельности детей

Кол-во занятий
в неделю

Обязательная часть Программы
Сенсорные эталоны и
Игровая, коммуникативная, познавательно1раз в 2 недели
познавательные действия, в том исследовательская, предметная деятельность и игры с
числе первичные математические составными и динамическими игрушками,
представления
экспериментирование с различными материалами
(песок, глина, тесто, пластилин, краски, природные
материалы и др.)
Окружающий мир, природа

Игровая, коммуникативная, познавательно исследовательская, предметная деятельность и игры с 1раз в 2 недели
составными и динамическими игрушками,
экспериментирование с различными материалами
(песок, глина, природные материалы и др.)

Речевое развитие/
Развитие понимания речи,
Общение со взрослыми, сверстниками, совместные
«Культура», «Красота», в развитие активной речи*;
игры со сверстниками под руководством взрослого, 2
интеграции: «Человек», Формирование словаря, звуковая коммуникативная, восприятие художественной
«Семья», «Родина»,
культура речи, грамматический литературы, рассматривание картинок, иллюстраций,
«Природа»
строй речи, связная речь, интерес восприятие музыки, фольклора
к художественной литературе
Художественно Изобразительная деятельность:
эстетическое развитие/ рисование (и/или
«Культура», «Красота», в экспериментирование с
интеграции: «Природа», красками*) Приобщение к
«Человек», «Семья»,
искусству

Изобразительная, игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, предметная
деятельность, экспериментирование с материалами
(краски разных видов, карандаши разных видов,
фломастеры и др.)

1 раз в 2 недели

10
«Родина»

Изобразительная деятельность:
лепка (и/или
экспериментирование с
пластилином, глиной*),
приобщение к искусству

Изобразительная, игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, предметная
деятельность, экспериментирование с материалами
(песок, глина, тесто, пластилин, и др.)

1 раз в 2 недели

Конструктивная деятельность

Игровая, конструктивная, коммуникативная,
познавательно-исследовательская деятельность

*

Музыкальная деятельность
Восприятие музыки, фольклора, художественной
(слушание, пение, песенное
литературы (слушание, пение, музыкально - *
творчество, музыкально ритмические
движения,
музыкально-игровая
ритмические движения, игра на деятельность, игра на детских музыкальных
детских музыкальных
инструментах),
рассматривание
картинок,
инструментах), театрализованная иллюстраций, двигательная деятельность
и культурно досуговая
деятельность
Физическое развитие/ Основная гимнастика (основные Двигательная, игровая, коммуникативная, совместные 3
«Жизнь», «Здоровье», в движения, общеразвивающие
игры со сверстниками под руководством взрослого
интеграции: «Человек» упражнения), подвижные игры
Формирование основ здорового Двигательная, игровая, коммуникативная, совместные *
образа жизни
игры со сверстниками под руководством взрослого
СоциальноСоциальные отношения,
коммуникативное
формирование основ
развитие/ «Родина», гражданственности и
«Природа», «Семья», патриотизма (первичные
«Человек», «Жизнь», представления ребенка о себе, о
«Милосердие», «Добро», родителях и близких членах
«Дружба»,
семьи), трудовое воспитание
«Сотрудничество»,
(самообслуживание,
«Труд»
самостоятельность),
формирование основ
безопасного поведения

Игровая, познавательно - исследовательская,
*
коммуникативная деятельность, направленная на
адаптацию, социализацию, развитие общения,
формирование элементарных представлений и
первичного опыта социального взаимодействия),
самообслуживание, бытовой труд, восприятие
художественной литературы и фольклора,
рассматривание картинок, иллюстраций, двигательная
деятельность

11
Итого в обязательной части

7

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Образовательная область/
Направления реализации
Виды деятельности детей
Парциальная программа
образовательных областей
Художественно Изобразительная деятельность:
эстетическое развитие/ рисование (и/или
Лыкова И. А.
экспериментирование с
Парциальная ; программа красками*) Приобщение к
«Цветные ладошки»
искусству
(рисование)
Лыкова И. А.
Конструктивная деятельность
Парциальная программа
«Умные пальчики»
(конструирование)
1Программа «Ладушки», Музыкальная деятельность
И.М.Каплунова,
И.А.Новоскольцева

Изобразительная,
игровая,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
предметная 1 раз в 2 недели
деятельность, экспериментирование с материалами
(краски разных видов, карандаши разных видов,
фломастеры и др.)
Игровая,
конструктивная,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская деятельность

Восприятие музыки, фольклора, художественной
литературы (слушание, пение, музыкально –
ритмические движения, музыкально-игровая
деятельность, игра на детских музыкальных
инструментах)

Итоге* в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
В 2024-2025 году 37 учебных недель
Фактический объем образовательной нагрузки по обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений в неделю
Максимальный объем образовательной нагрузки

1 раз в 2 недели
2

10
10

*Образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, интеграции с другими видами деятельности и в
самостоятельной деятельности детей

12
Учебный план основной общеобразовательной программы дошкольного образования
в группах для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет на 2024 - 2025 учебный год

Образовател
ьная
Виды деятельности детей
область

Направления реализации
образовательных областей
Обязательная часть Программы
Формирование математических
представлений; сенсорные эталоны и
познавательные действия

Познаватель
Игровая,
ное развитие коммуникативная,
познавательноисследовательская,
предметная, проектная
Окружающий мир (ознакомление с
деятельность,
предметным и социальным
экспериментирование,
окружением)
различные виды культурных
практик
Природа (Ознакомление с миром
природы)
Речевое
развитие

Общение со взрослыми,
сверстниками, совместные
игры коммуникативная,
восприятие художественной
литературы, рассматривание
картинок, иллюстраций,
восприятие музыки,
фольклора, игровая,
коммуникативная, различные
виды культурных практик
Художествен Изобразительная, игровая,
но коммуникативная,

Количество занятий в неделю
Подготови
Младшая Средняя Старшая
тельная
группа (3- группа (4- группа (5группа (6-7
4 года)
5 лет)
6 лет)
лет)
1

1

0,75

1,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

*

*

*

Развитие речи (Формирование словаря, 1
звуковая культура речи,
грамматический строй речи, связная
речь, интерес к художественной
литературе)

1

1

1

Интерес к художественной литературе *

*

*

*

Подготовка к обучению грамоте

*

*

1

1

Изобразительная деятельность :
рисование

*

1

2

2

13
эстетическое познавательно Изобразительная деятельность: лепка
развитие
исследовательская,
предметная, проектная
Изобразительная деятельность:
деятельность,
аппликация
экспериментирование,
различные виды культурных
практик

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Игровая, конструктивная,
Конструктивная деятельность
коммуникативная,
познавательно исследовательская, проектная
деятельность

*

*

0,5

0,5

Восприятие музыки,
Музыкальная деятельность
фольклора, художественной
литературы театрализованная
и культурно-досуговая
деятельность

*

*

*

*

2+1**

2+1**

2+1**

Физическое Двигательная, игровая,
развитие
коммуникативная,
совместные игры со
сверстниками под
руководством взрослого,
проектная, предметная
деятельность,
экспериментирование,
различные виды культурных
практик
Игровая,
Социально коммуникативная,
различные
коммуникати
виды культурных практик,
вное
социально-значимые
развитие

Основная гимнастика (основные
2+1**
движения, общеразвивающие
упражнения), подвижные игры
Формирование основ здорового образа
жизни
Активный отдых (физкультурные
праздники и досуги, дин здоровья,
туристические прогулки)

социальные отношения

*

формирование основ
гражданственности и патриотизма

*

*
*

*

*

14
проекты, акции

трудовое воспитание

*

*

*

*

*

*

*

*

9,75

10,5

-

-

формирование основ безопасного
поведения
Итого в обязательной
7
7,5
части
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Художественно - Парциальная программа Изобразительная деятельность:
1
эстетическое «Цветные ладошки».
рисование
развитие
Лыкова И. А
Парциальная программа Конструктивная деятельность
«Умные пальчики»,
Лыкова И. А

*

*

0,5

0,5

Программа «Ладушки», Музыкальная деятельность
И.М.Каплунова,
И.А.Новоскольцева

2

2

2

2

0,5

0,5

0,5

0,25

0,5

Познавательное Программа «Юный
развитие
эколог», Николаева
С.Н.
Образовательная
программа «Азы
финансовой культуры
для дошкольников»
Л.В.Стахович

Природа (Ознакомление с миром
природы)
Финансовая грамотность
(Формирование математических
представлений)

-

-

Социально«Формирование основ формирование основ безопасного
коммуникативное безопасности» Л.
поведения
развитие
Л.Тимофеева

*

*

*

*

Итого в часта Программы, формируемой участниками образовательных отношений
В 2024-2025 году 37 учебных недель

3

2,5

3,25

3,5

15
Фактический объем образовательной нагрузки по обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений в неделю

10

10

13

14

10
10
13
14
Максимальный объем образовательной нагрузки
*образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, интеграции с другими видами деятельности и в
самостоятельной деятельности детей
**Одно физкультурное занятие проводится на воздухе во время прогулки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».