Программа воспитания

1
М у н и ц и п а л ь н о е д о ш к о л ь н о е о б р а зо в а т ел ь н о е у ч р еж д ен и е - д ет ск и й
К о т о в о В о л го гр а д ск о й
(М Д О У - д е т с к и й

СО ГЛ А СО ВА Н О
П едагогическим советом
П ротокол о т З С У ^ с # / №

сад №

7 г.

7)

У ТВ ЕРЖ Д А Ю :
Заведую щ ий М ДО У детского сада^№ 7рЖотово
^ТТВ.Г убанова

i_

Р А Б О Ч А Я

П Р О Г Р А М М А

М Д О У - Д Е Т С К И Й
Н А

сад №

об л а ст и

2 0 2 1

-

В О С П И Т А Н И Я
С А Д

2 0 2 2 У Ч Е Б Н Ы Й

г.К отово
2021г.

№

7

Г О Д

С о д е р ж а н и е

О собен н ости восп итательного п р оц есса в детском с а д у ....................... 3
Ц ель и задачи в о сп и тан и я .............................................................................4
В иды , ф орм ы и сод ерж ани е восп и тательн ой д е я тел ь н о сти ...................5
О сновны е нап равления сам оан ал и за восп и тательн ой р а б о т ы .............. 7
П ри лож ен и е 1. К ал ен дар н ы й план восп и тательн ой р аб оты М Д О У детский сад № 7 н а 2021-2022 учебн ы й г о д ................................................9

1.

О со б ен н о ст и

в о сп и т а т ел ь н о го

п р о ц есса в д ет ск о м

саду

В М Д О У - детский сад № 7 образовательны й процесс осущ ествляется в
соответствии с требованиям и федерального государственного образовательного стандарта
дош кольного образования, утверж денного приказом М инобрнауки России от 17.10.2013
1155 (далее - Ф ГО С ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяю тся в
делостный процесс на основе духовно-нравственны х и социокультурны х ценностей и
принятых в общ естве правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общ ества.
Основной целью педагогической работы Д О У является форм ирования общ ей культуры
личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальны х, ф изических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, ф ормирования предпосы лок учебной
деятельности.
Ведущ ей в воспитательном процессе является игровая деятельность. И гра ш ироко
используется как сам остоятельная ф орм а работы с детьми и как эффективное средство и
метод развития, воспитания и обучения в других организационны х формах. П риоритет
слдается творческим играм (сю жетно-ролевы е, строительно-конструктивны е, игрыдраматизации и инсценировки, игры с элементами труда и худож ественно деятельности) и
игры с правилами (дидактические, интеллектуальны е, подвиж ные, хороводны е т.п.).
О тдельное внимание уделяется сам остоятельной деятельности воспитанников. Ее
с; держ ание и уровень зависят от возраста и опы та детей, запаса знаний, умений и
навыков, уровня развития творческого воображения, сам остоятельности, инициативы,
: дганизаторских способностей, а такж е от имею щ ейся материальной базы и качества
педагогического руководства. О рганизованное проведение этой ф ормы работы
сбеспечивается как непосредственным, так и опосредованны м руководством со стороны
воспитателя.
И ндивидуальная работа с детьм и всех возрастов проводится в свободны е часы (во
время утреннего приема, прогулок и т.п.) в пом ещ ениях и н а свежем воздухе. О на
:рганизуется
с
целью
активизации
пассивны х
воспитанников,
организации
д эполнительны х занятий с отдельны ми детьми, которы е нуж даю тся в дополнительном
внимании
и
контроле,
например,
часто
болею щ ими,
хуж е
усваиваю щ ими
:сразовательны й м атериал при ф ронтальной работе и т.д.
В оспитательны й процесс в Д О У организуется в развиваю щ ей среде, которая
сбразуется совокупностью природны х, предметны х, социальны х условий и пространством
собственного «Я» ребенка. С реда обогащ ается за счет не только количественного
накопления, но и через улучш ение качественны х параметров:
эстетичности,
гигиеничности, комфортности, ф ункциональной надеж ности и безопасности, открытости
изменениям и динамичности, соответствия возрастны м и половы м особенностям детей,
проблемной насы щ енности и т.п. В оспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно
:диентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляю щ им,
умели сам остоятельно действовать в нем, придерж иваясь норм и правил пребы вания в
различных пом ещ ениях и пользования материалами, оборудованием.
П риоритетны м в воспитательном процессе Д О У является физическое воспитание и
развитие воспитанников. У спех этого направления зависит от правильной организации
реж има дня, двигательного, санитарно-гигиенического реж имов, всех форм работы с
детьми и других факторов. Д вигательны й режим в течение дня, недели определяется
гом плексно, в соответствии с возрастом детей. О риентировочная продолж ительность
ежедневной двигательной активности м алы ш ей устанавливается в следую щ их пределах:
младш ий дош кольны й возраст - до 3^1 часов, старш ий дош кольны й возраст - до 4 -5
часов. О птимизация двигательного реж им а обеспечивается путем проведения различных
л сдвиж ных, спортивны х игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной
двигательной деятельности и т.п.

4

Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части
нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование
эмоциональной готовности к труду, элементарны х умений и навыков в различны х видах
труда, интереса к м иру труда взрослы х лю дей. Важ ны м аспектом является
индивидуальный и диф ф еренцированны й подходы к детской личности (учет интересов,
предпочтений, способностей, усвоенны х умений, личностны х симпатий при постановке
трудовы х заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и м оральная мотивация
детского труда.
Д ля М Д О У - детский сад № 7 важно интегрировать сем ейное и общ ественное
дош кольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее
привлекать сем ьи к участию в образовательном процессе. С этой целью проводятся
родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги,
викторины, дни откры ты х дверей, просм отры родителями отдельны х форм работы с
детьми, круж ки, применяю тся средства наглядной пропаганды (информационные
бю ллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовы ставки и др.),
привлекаю тся родители к проведению праздников, развлечений и др.
2.

Ц ел ь и за д а ч и

в о сп и т а н и я

Современны й национальны й воспитательны й идеал — это высоконравственны й,
тъ;рческий , компетентны й граж данин России, принимаю щ ий судьбу О течества как свою
хгчную , осознаю щ ий ответственность за настоящ ее и будущ ее своей страны,
;-т:рен ён ны й в духовны х и культурны х традициях м ногонационального народа
- дсийской Ф едерации.
И сходя из этого воспитательного идеала, а такж е основы ваясь на базовы х для
££п:-его общ ества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) ф ормулируется общ ая ц е л ь
воспитания в Д О У :
С*: гм ирование общ ей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жжзни. развития их социальны х, нравственны х, эстетических, интеллектуальных,
•к зн ч еск и х качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Д анная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка едином у уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динам ики развития
■ I личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности
ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию . И х сотрудничество,
з а г : перс кие отнош ения являю тся важ ным фактором успеха в достиж ении цели.
Д остиж ению поставленной цели воспитания дош кольников будет способствовать
_ л-:ие следую щ их основных задач:
^
развитие социальны х, нравственны х, физических, интеллектуальных,
ж ггти ч еск и х качеств; создание благоприятны х условий для гарм оничного развития
в г . у . : о ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными
<с Ц енн остям и и склонностями;
s
формирование общ ей культуры личности, в том числе ценностей
^ ■р о е о г о и устойчивого образа ж изни, инициативности, сам остоятельности и
< ~ эе-;тзен н о сти , активной ж изненной позиции;
s
развитие способностей и творческого потенциала каж дого ребенка;
v
организация содерж ательного взаимодействия ребенка с другими детьми,
с тыми и окруж аю щ им миром на основе гум анистических ценностей и идеалов, прав
N h d c л во го человека;
воспитание патриотических чувств, лю бви к Родине, гордости за ее
х*г~глгения на основе духовно-нравственны х и социоку льтурны х ценностей и принятых
* ' - гстзе правил и норм поведения в интересах ч ел о век а семьи, о б щ ества

5

s

воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разны х
видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов
России и мира, умения общ аться с разны ми лю дьми;
s
объединение воспитательны х ресурсов семьи и дош кольной организации
н а основе традиционны х духовно-нравственны х ценностей семьи и общ ества;
установление партнерских взаимоотнош ений с семьей, оказание ей психолого­
педагогической
поддерж ки, повы ш ение компетентности
родителей
(законны х
представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
3.

В и д ы , ф о р м ы

и со д ер ж а н и е в о сп и т а т ел ь н о й д ея т ел ь н о ст и

П рактическая реализация цели и задач воспитания осущ ествляется в рамках
следую щ их направлений воспитательной работы М ДО У - детский сад № 7. К аж дое из
них представлено в соответствую щ ем модуле.
Т в о р ч еск и е со р ев н о в а н и я

Т ворческие соревнования:
•S
позволяю т провести воспитательную работу с ребенком сразу по
нескольким направлениям: социально-ком м уникативное развитие, познавательное
развитие, речевое развитие и худож ественно-эстетическое развитие, вовлечение
родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательны х усилий.
У
способствую т худож ественно-эстетическом у развитию ребенка, которое
предполагает развитие предпосы лок ценностно-смы слового восприятия произведений
искусства (словесного, музы кального, изобразительного), м ира природы ; становление
эстетического отнош ения к окруж аю щ ему миру; ф орм ирование элементарны х
представлений о видах искусства; восприятие музыки, худож ественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереж иванию персонаж ам худож ественны х произведений;
реализацию
самостоятельной творческой
деятельности детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной, музы кальной и др.).
У
стимулирую т у воспитанников развитие: сенсорны х способностей; чувства
ритма, цвета, композиции; умения выраж ать в худож ественны х образах свои творческие
способности.
Творческое соревнование - не просто мероприятие в стенах детского сада, это
продолж ение и расш ирение образовательного процесса, где развитие получаю т все
участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и
приобретаю т опы т по взаимодействию для достиж ения общ ей цели, реализуя общ ие
задачи. Родитель учится бы ть терпеливы м и вдумчивым. Ребенок получает первый
социальны й опы т участия в конкурсном движ ении, а родитель учится относиться к
соревнованиям серьезно, знакомясь с полож ениями, условиями и системой оценки.
Творческие соревнования создаю т условия для приобретения социального опы та
участия ребенка в конкурсном движ ении и ф ормирование у родителей педагогической
культуры по подготовке и поддерж ке своего ребенка в участии в конкурсах.
П едагоги ДО У проводят творческие соревнования в различны х формах, например,
конкурсы, выставки, фестивали. К онкретная ф орм а проведения творческого соревнования
зсределяется календарны м планом воспитательной работы ДОУ.
Д О У помогает подготовиться семье к успеш ном у участию в конкурсе,
' нсультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогаю т в подготовке.
. .глагогам приходится учиться видеть домаш ние условия и возмож ности ребенка,
■снимать современного родителя и их трудности, бы ть терпимы ми, и доброж елательны ми
г лю бому родителю и оказы вать посильную помощ ь в развитии детей дома.

6
Через весь процесс подготовки, организации и проведения и
соревнования педагогический коллектив детского сада реш ает для себе
тшТ л
воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и летсхш а саз

XXX

П р а зд н и к и

П раздники благотворно влияю т на развитие психически-: п рсогсссв ребен г а
памяти, внимания; создаю т прекрасную атмосф еру для развитых
закрепления знаний, полученных на различны х занятиях:
нравственном у воспитанию , развитию социально-коммуникативны х
Ч тобы снизить утомляемость детей, нуж ны часты е см ены е и л : = : ; г г д _1л*
этих целей на празднике использую тся игры и представления. 0:-:> э:га»:дх>:- детям
расслабиться и подвигаться.
П одготовка к празднику является отличны м стимулом хля деде
. -д п х д
развитию речи и музы ке. Дети разучиваю т песни, стихи и тан ц ел-~ - - х ; : : просто так, а для того, чтобы потом продем онстрировать все свои ; - е- ы т л - ~ - х
детском утреннике, д а ещ е получить за это подарки, которые тоже зх-ддч д.*: т де д э-лел- гг
место в м отивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда м : - ет ' ; . - . ле-*
для чего проводится то или иное занятие и почему нуж но стараться A i u x у pi
есть конкретны й стимул, он и заним аться будет усерднее.
Во-вторы х, праздник - это возмож ность для родителей получгть л
том, какие у ребенка взаимоотнош ения с коллективом и с другими д е т ь ч х
В -третьих, праздник в детском саду позволяет родителях!
ребенка с ум ениями сверстников, и, возмож но, выделить какие-то
над которы ми стоит поработать дома. П омимо этого педагоги м о г
ребенка в коллективе: насколько он общ ителен, не стесняется ли он. ■ ш в
дисциплинирован.
П едагогический коллектив вправе не приглаш ать р о ди теле! s i
ясельны х группах, потому что м алы ш и нередко реагирую т с д . _
.
вле- .
родителей, к которы м нельзя подойти, и теряю т весь интерес к
эпидем иологических вспыш ек присутствие родителей тоже, как правил » ш
М Д О У - детский сад № 7 организует праздники в форме т е м а т к ч е д о l ш
праздник осени, новый год, рож дество, м амин праздник, день Поб-едд т
—- ш ■
К онкретная
ф орм а
проведения
праздника
определяется
гдлг= т д п & л
:гд-воспитательной работы М ДО У - детский сад № 7.
- ~

Ф о л ь к л о р н ы е м ер о п р и я т и я

Ф ольклорны е м ероприятия могут пересекаться с праздникам*,
отличаю тся от остальны х воспитательны х мероприятий детскдл:
направлены н а раскры тие социокультурны х ценностей наш его наро.
отечественны м и традициями и праздниками, м ногообразием стран г
обычаями.
П ри проведении фольклорного м ероприятия важ но продт
сценарий. Это м огут быть «Ярмарка», «Гуляние», «П осид
вы страивается композиция, определяется очередность развития соб
мероприятия. С ценарий заверш ается развязкой. Конкретная
ф ольклорного м ероприятия определяется календарны м планом
М ДО У - детский сад № 7.
- П едагоги, заняты е в организации ф ольклорного мероприятия
важ ность поисковы х действий и предварительной работы, по строе :-л-:ддт i
на взаимодействии и сотрудничестве взрослы х и дош кольников

-

7

ребенку историю народной игруш ки (игруш ки разны х народов России, где их
изготовляю т; особенности народны х деревянных, глиняных, соломенны х, тряпичных
игруш ек и т. д.) невозмож но без посещ ения музеев, выставок, конкурсов. Д ош кольнику не
обойтись без помощ и взрослого при рисовании «И нф орм ационны х карточек»,
изготовлении игруш ек.
В основе ф ольклорны х м ероприятий леж ит комплексны й подход к воспитанию и
развитию дош кольников:
• ф орм ирование духовно-нравственны х норм и ценностей;
• раскрепощ ение, снятие эмоционального напряжения;
• социализация, развитие комм уникативны х навыков.
В процессе проведения фольклорного м ероприятия ребенок участвует в разных
видах деятельности, организованны х согласно принципам природосообразнести детей:
игровой, музы кальной, театрализованной и коммуникативной.
4.

О сн о в н ы е н а п р а в л ен и я

са м о а н а л и за в о сп и т а т ел ь н о й

р аб

ты

С амоанализ организуемой в М ДО У - детский сад № 7 во сп и тател ь^: ё та боты
осущ ествляется по вы бранны м детским садом направлениям и проводите* : л елью
вы явления основны х проблем воспитания дош кольников и п о сл ед у ю щ е::
;
С амоанализ осущ ествляется еж егодно силами самой д о ш к о л ь н :ё
згтедьной
организации с привлечением (при необходим ости и по самостозгттты- • т е л е н и ю
адм инистрации образовательной организации) внеш них экспертов.
О сновны м и принципами, на основе которы х осущ ествляете* а м с о в а к з
воспитательной работы в ДОУ, являю тся:
s
принцип гум анистической направленности осуш е; ~ т т л , г
ал*
ориентирую щ ий экспертов на уваж ительное отнош ение, как к в:-:
^ ~ьг
к
педагогам, реализую щ им воспитательны й процесс;
s
принцип приоритета
анализа
сущ ностных
гт:с»;в
всстгтгн и я.
ориентирую щ ий экспертов на изучение не количественн ы 1, ег
т ехдгелеё. а
качественны х - таких как содерж ание и разнообразие д еятел ьн : : _
н д г - т с пл _ t - • и
отнош ений меж ду воспитанниками и педагогами;
s
принцип
развиваю щ его
характера
осугтестт.т я п т г :
1е а т и з а
ориентирую щ ий экспертов на использование его результатов л з - ■с л и ч и дгыания
воспитательной деятельности педагогов: грамотной п о стан .ь гз • 1 .
задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной раб :ть _ а е т ьс г
: лбора
видов, форм и содерж ания их совместной с детьми деятельности.
s
принцип разделенной ответственности за
. _
• - - стного
развития воспитанников, ориентирую щ ий экспертов на п о н я ч ь в ж тгт. — i . - - - :стное
развитие детей — это результат как социального воспитаннл i *
лгттгжй сад
участвует наряду с семьей и другими социальны ми н н с п
|аш • глгеийной
социализации и саморазвития детей.
Н аправления анализа зависят от анализируемых о
анализа, организуемого в Д О У воспитательного тт
организуемой совместной деятельности детей и взрослых
К ритерием, на основе которого осущ ествляется
детском саду комф ортной и личностно развиваю щ ей
взрослых.
-Осущ ествляется анализ заведую щ им, старш им во
С пособами получения информации о состо:
совместной деятельности детей и взрослы х могут быть

ооъектом
состояние

г.л

наличие в
сети детей и

елями.
: летском саду
педагогами,

8

педагогическое наблю дение, при необходим ости анкетирование. П олученны е результаты
обсуж даю тся на заседании педагогического совета ДОУ.
В нимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанны х с:

•/
S
S
■S

качеством
качеством
качеством
качеством
качеством

проводимы х общ есадовских мероприятий;
совместной деятельности педагогов и детей;
совместной деятельности воспитателей и родителей;
проводимы х экскурсий, походов;
организации творческих соревнований, праздников и других

мероприятий.
И тогом сам оанализа организуемой воспитательной работы в Д О У является
перечень вы явленны х проблем, над которы ми предстоит работать педагогическому
коллективу.

9
П р и л о ж ен и е 1
К а л ен д а р н о го

К а л ен д а р н ы й
М Д О У

-

д ет ск и й

п л ан
сад №

п л а н а

в о сп и т а т ел ь н о й

в о сп и т а т ел ь н о й

р а боты

р а бо т ы

7 н а 2 0 2 1 /2 0 2 2 у ч е б н ы й

год

Календарны й план воспитательной работы М ДО У - детский сад № 7 составлен с
целью конкретизации форм и видов воспитательны х м ероприятий, проводимы х
работниками в 2021/2022 учебном году. К алендарны й план воспитательной работы
разделен на модули, которы е отраж аю т направления воспитательной работы детского сада
в соответствии с рабочей программ ой воспитания М Д О У - детский сад № 7.__________
О р и ен т и р о в о
М ер о п р и я т и я

В о зр а ст
ч н ое в р ем я

О т в ет ст в ен н ы е

в о сп и т а н н и к о в
п р о в ед ен и я
Т в о р ч еск и е со р ев н о в а н и я

Конкурс семейны х
поделок «Золотая осень»

1-7 лет

О ктябрь

В ы ставка детских
рисунков «Н овогодний
карнавал»

4-7 лет

Д екабрь

В ы ставка детских поделок
«Рож дественский
сочельник»

3-7 лет

Я нварь

К онкурс детских рисунков
«П одарок для мамочки».

3-7 лет

М арт

Конкурс поделок из

4-7 лет

А прель

Воспитатели:
К рикунова А. А.
И вахнова Г.Н.
К оробкина С.В.
Л аврентьева С.Ю.
Бакановская В.А.
К отова С.В.
Я нова И.П.
С м ирнова С.В.
Черненко И.Н.
А ндрю щ енко В.И.
К аленицкая Г.В.
Д уденкова Н.В.
Т етенева А.В.
Б овина Т.В.
Д роботова Т.Н.
Воспитатели:
К оробкина С.В.
Л аврентьева С.Ю.
Бакановская В.А.
К отова С.В.
Я н ова И.П.
С м ирнова С.В.
Ч ерненко И.Н.
А ндрю щ енко В.И.
К аленицкая Г.В.
Д уденкова Н.В.
Т етенева А.В.
Б овина Т.В.
Д роботова Т.И.
С тарш ие воспитатели
Н еж инская Н.А.
И ваш кова А.В.
С тарш ие воспитатели

О р и ен т н р о в о
В о зр а ст
ч н ое в р ем я

М ер о п р и я т и я

О т в ет ст в ен н ы е

в о сп и т а н н и к о в
п р о в ед ен и я

Н еж инская Н.А.
И ваш кова А.В.

природного м атериала
«П рирода - глазами детей»

Конкурс детскородительских проектов «Я
и музы ка»

М ай

3-7 лет

М узы кальны е
руководители
С асаева М.В.
С аф енрайтер Ю .В.

П р а зд н и к и

П раздник осени

1-7 лет

П оследняя
неделя
декабря

Н овый год

М узы кальны е
руководители
С асаева М .В.
Саф енрайтер Ю .В.
Старш ие воспитатели
Н еж инская Н.А.
И ваш кова А.В.

С тарш ие воспитатели
Вторая
неделя января Н еж инская Н.А.
И ваш кова А.В.

Рож дество

«23 февраля»

П оследняя
неделя
октября

2-7 лет

Ф евраль

«8 марта»

Вторая
неделя марта

Д ень П обеды

Вторя неделя
мая

М узы кальны е
руководители
С асаева М .В.
Саф енрайтер Ю .В.
Старш ие воспитатели
Н еж инская Н.А.
И ваш кова А.В.

Ф о л ь к л о р н ы е м ер о п р и я т и я

Д ень народны х песен
«Г услица»

М асленница

Д ень фантазий «В гостях у
сказки»

М узы кальны е
руководители
Сасаева М .В.
С аф енрайтер Ю .В.

3-7 лет

Н оябрь

2,5-7 лет

М арт

М узы кальны е
руководители
С асаева М .В.
С аф енрайтер Ю .В.
С тарш ие воспитатели
Н еж инская Н.А.
И ваш кова А.В.

1-7 лет

Апрель

С тарш ие воспитатели
Н еж инская Н.А.
И ваш кова А.В.

n
H данном докум енте пронумеровано,
| ро нпуровано и скреплено мастичной
i 1ечатью « Д ля докум ентов»
листов.
Д елопроизводите "'t
М П.

' " ^ ^ ^ ^ Р А .У с т а н о в а

I

\

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».