Дополнительная общеразвивающая программа Забавная штриховочка

Программа
дополнительного образования детей старшей группы
по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму
« Забавная Штриховочка».

Для детей 5-6 лет (средняя группа)
воспитатель : Дробоова Татьяна Ивановна
Количество занятий: в неделю 1, в месяц 4
Длительность: 25 минут

Пояснительная записка
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем
современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой
школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение
программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы
альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих
предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к
школьному обучению.
В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их
пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской
руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения,
необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем
больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя
начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с
овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении
внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами
должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы
нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от

бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость
графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с
речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо
развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою
деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во
времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с
началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман,
М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере
обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По
статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у
которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических
предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных
движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей
руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры
головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой
моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению
негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе.
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия,
выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не
механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под
руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для
этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа
по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в
школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения
письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического
опыта, развития навыков ручной умелости.

Актуальность:
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей
дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию
интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и
физического развития ребенка.

Цели и задачи кружка:
Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к
выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в
овладении письмом.
Задачи кружка:














Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти,
внимания и зрительного восприятия,
Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях,
графических навыков,
Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса,
выразительности речи через пальчиковые игры.
Способствовать развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное
развитие ребенка), развитию тактильной (кожной) чувствительности;
Развитие глазомера, стимулирование зрительного внимания;
Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими
изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей,
преобразование формы фигур.

Обобщать и систематизировать представления детей о плоскостных
геометрических фигурах, их элементах и свойствах:

Развивать художественный вкус, конструктивные навыки, формировать интерес к
рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур;
Учить детей владеть своими руками. Развивать мелкую и крупную моторику,
элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность
координировать свои движения;
Воспитывать доброту, инициативу, усидчивость и терпение.

Ожидаемые результаты:
Развитие мелкой моторики у детей позволит:






Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет
избежать многих проблем школьного обучения;
Лучше адаптироваться в практической жизни;
Научиться понимать многие явления окружающего мира;
Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;
Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение.

Занятия проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя
разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных
лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы,
которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон,
наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)
Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами.
Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой
лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.
Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их
кругозор.
Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять
детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка,
как он держит карандаш и тетрадь.
В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание,
придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. На занятиях
рекомендуется использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку.

Формы и методы работы
1. Дидактические игры и игровые упражнения.
2. Занимательные задания и игры-соревнования.
3. Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации

Перспективноеп планирование занятий по развитию мелкой моторики руки у детей
средней группы.
Октябрь.
№2. «Детский сад для ребят».
Задачи
Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.
1
Формировать графические умения и навыки.
Структура занятия
.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».
2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)
3.Раскрашивание игрушек.
№3. «Детский сад и игрушки»
Задачи;
Развивать мелкую моторику пальцев;
Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура
Структура занятия;.
1. Пальчиковая гимнастика «У меня игрушек много»,
2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.
3.Пластилинография
«Мой веселый, звонкий мяч».
№4. «Осень»
Задачи;
Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Закрепить умение придавливать шарики , добиваясь изображения листье.
Структура занятия;
1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.
3.Пластилинография. «Осеннее дерево».
№5.
«Огород. Овощи».
Задачи:
Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном

направлении, не выходя за контур
Структура занятия:
1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.
2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»
Ноябрь.
№6.
«Сад. Фрукты».
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу.
Учить выкладывать узор из разных семян, косточек, вдавливать семена в пластилин
поочередно каждым пальчиком вращательными движениями.
Структура занятия:
1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с
дырочкой посередине.
3.Работа с семенами.
«замечательные фрукты» .
№7. «Ягоды»
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.
Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.
Структура занятия:
1Пальчиковая игра «По ягоды».
2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)
3.Пластилинография. «Клубника».
№8 «Дом. Семья»
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Учить скатывать
комочки из бумажных салфеток большим и указательным пальцами. Выкладывать узор
на круглой основе.
Структура занятия:
1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»
2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.
3. «Разноцветные
коврики»
(из бумажных
комочков)
№9. «Мебель, квартира».
Задачи:
Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие
ориентировки на плоскости. Тренировать навык приклеивания мелких деталей,
учитывая их форму.
Структура занятия:
1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.
2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.
3«Рамка для фотографий» (мозаичная аппликация из яичной скорлупы).

Декабрь.
№10. «Зима».
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома:
основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление.
Структура занятия:
1Пальчиковая игра «Как на горке снег»
2.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из
бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
3.«Сказочный домик» (оригами)
№11. «Зимние забавы»
Задачи:
Упражнять в координации движений с речью. Учить рисовать пальцами по манке.
Развивать
тактильные ощущения, свободные движения мелких мышц руки, точные движения
пальцев.
Научить скатывать шарики из салфеток.
Структура занятия:
1.Хороводная игра «Снежная баба»
2.Игра с манкой «Метелица»
3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.
№12. «Новый год».
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить
середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. Учить выкладывать
узор из бисера, вдавливать бисер в пластилин пальчиком вращательными движениями.
Структура занятия:
1.Игра «Наведем порядок».
( группировка предметов по признаку).
2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной
последовательности.
3.«Елочная игрушка». (пластилинография+выкладывание бисером)
№13. «Ёлка»
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию.
Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.
Структура занятия:
1.Пальчиковая игра «Елочка»
2.Рисование по точкам «Елочка»
3.Нарядная елочка (оригами)
Январь.
№14. «Зимующие птицы».
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев.
Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки
разными способами.
Структура занятия:
1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.

2.Пальчиковая игра «Снегири»
3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.
№15. «Домашние животные»
Задачи:
Продолжать работать над развитием мелкой моторики.
Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок
по точкам и штриховать мелкими штрихами.
Структура занятия:
1. «Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур животных.
2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».
3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.
№16. «Домашние птицы»
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.
Структура занятия:
1. «Накормим птичек»-скомкать бумагу в маленькие комочки.
2. «Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.
3. «Цыпленок» (раскраска.)
Февраль
№17 «Транспорт»
Задачи:
Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук.
Закрепить назначение транспорта.
Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.
Структура занятия:
1.Рисуем машину пальчиками на песке.
2.Пальчиковая игра «Вышли мы во двор гулять»
3.«Машина» (оригами)
№18 «День Святого Валентина.»
Задачи:
Учить действовать по словесной инструкции.
Продолжать работать над развитием мелкой моторики.
Учить работать с бумагой.
Структура занятия:
1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.
3.Изготовление Валентинки из бумаги.
№19 «Наша Армия».
Задачи:
Продолжать развивать зрительно моторные функции.
Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.
Структура занятия:
1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру.
2.Пальчиковая игра «Солдаты».
3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась военную технику.»

№20 «Весна»
Задачи:
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.
Учить работать с крупой.
Структура занятия:
1. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе.
2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.)
3.Обрывная аппликация «Солнышко»
Март
№21 «Мамин праздник»
Задачи:
Развивать мелкую моторику.
Учить действовать по словесной инструкции.
Продолжать учить складывать цветы из бумаги, тренировать навык аккуратного
приклеивания мелких деталей.
Структура занятия:
1.Завязываем бантик на подарке
2.Смотать клубок для бабушки.
3.Открытка для мамы. ( объёмная аппликация)
№22 «Комнатные растения»
Задачи:
Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.
Учить штриховать в разных направлениях.
Структура занятия:
1.П \и «На окошке в горшочке»
2Обрывание цветка по контуру.
3.Штриховка цветка в горшке.
№23 «Дикие животные»
Задачи:
Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.
Продолжать учить работать с ножницами.
Познакомить с новым видом штриховки: клубок.
Структура занятия:
Пальчиковая игра
« У медведя дом большой ».
2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и
сказать, кто это ест.
3. Обвести трафарет животного, вырезать его.
№24 «Перелетные птицы»
Задачи:
Формировать плавные, свободные движения руки, развивать точность движений,
внимание. Продолжать учить аккуратно раскрашивать, не выходя за контуры. Учить
регулировать силу нажима на карандаш.
Структура занятия:
1.Пальчиковая игра «Встреча птиц.
2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца»
3.Обвести птицу по трафарету и раскрасить мелкими штрихами..
Апрель.

№25 «Весенние цветы»
Задачи:
Учить детей выкладывать кусочки ткани в форме цветка,
закреплять ткань на основе с клея.
Структура занятия:
1.Упражнение «Мотылек».
2. Упражнение « Цветок»
( работа с крупой: манка, пшено, гречка)
3.Аппликация «Весенний луг». (аппликация из ткани)
№26 «Мой город»
Задачи:
Упражнять в работе с трафаретами.
Учить ориентироваться на микроплоскости.
Структура занятия:
1. «Что спряталось в комочке»-разглаживание смятых в комочек трафаретов различного
транспорта из бумаги.
2.Пальчиковая гимнастика «Дом».
3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.
№27 «Правила дорожного движения»
Задачи:
Продолжать работать над развитием мелкой моторики
Учить работать с ножницами.
Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру.
Структура занятия:
1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать.
3.Пластилинография . «Светофор»
№28 «Рыбы».
Задачи:
Продолжать работать над развитием мелкой моторики.
Развивать зрительное внимание, память.
Продолжать учить работать с пластилином.
Структура занятия:
1.Пальчиковая игра «Рыбка»
2. Упражнение «Рыбки плавают в пруду»
( рисование по песку)
3.Пластилинография . Коллективная работа « Рыбки в аквариуме»
Май.
№29 «Насекомые»
Задачи:
Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций.
Совершенствовать графические навыки.
Продолжать учить работать с бумагой различной фактуры.
Структура занятия:
1.Пальчиковая игра «Сороконожка»
2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на
ударный слог.
3. «Гусеница» Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

№30 «Бабочки»
Задачи:
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений.
Закрепить умение работать в технике оригами.
Структура занятия:
1.Пальчиковая игра «Бабочка»
2.Упражнение « Спал цветок, и вдруг проснулся»( собрать пазл « Бабочка»)
№31 «Лето»
Задачи:
Продолжать работать над развитием мелкой моторики
Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.
Структура занятия:
1. . «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от
пластиковой бутылки.
2.Пальчиковая игра «Пчелы»
3.Коллективная аппликация «Лето».
№32 Диагностика
Обследование мелкой моторики.

Задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний
пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание
рисунка)
-Завязывание шнурков разной величины
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
-Д\И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение
направления, соблюдение контура изображения.
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по
заданиям -60-80 баллов
Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и
стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла
Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

Список использованной литературы:
С.А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г
Журнал «Д/В» №1-8 2012.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
Ярославль: Академия развития, 2009.
Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»
Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 -7
лет. Изд. «Карапуз» 2005.
Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».