Программа дополнительного образования детей старшей группы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму « Забавная Штриховочка». Для детей 5-6 лет (средняя группа) воспитатель : Дробоова Татьяна Ивановна Количество занятий: в неделю 1, в месяц 4 Длительность: 25 минут Пояснительная записка Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Актуальность: Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. Цели и задачи кружка: Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом. Задачи кружка: Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия, Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков, Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры. Способствовать развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребенка), развитию тактильной (кожной) чувствительности; Развитие глазомера, стимулирование зрительного внимания; Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур. Обобщать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах: Развивать художественный вкус, конструктивные навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур; Учить детей владеть своими руками. Развивать мелкую и крупную моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения; Воспитывать доброту, инициативу, усидчивость и терпение. Ожидаемые результаты: Развитие мелкой моторики у детей позволит: Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; Лучше адаптироваться в практической жизни; Научиться понимать многие явления окружающего мира; Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас; Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение. Занятия проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.) Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя. Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор. Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь. В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. На занятиях рекомендуется использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку. Формы и методы работы 1. Дидактические игры и игровые упражнения. 2. Занимательные задания и игры-соревнования. 3. Изобразительная и творческая деятельность. -наглядный метод обучения и метод практических действий. -ориентировочно-исследовательская деятельность. -методы проблемно-поискового характера. -моделирование и кодирование информации Перспективноеп планирование занятий по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы. Октябрь. №2. «Детский сад для ребят». Задачи Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. 1 Формировать графические умения и навыки. Структура занятия .Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) 3.Раскрашивание игрушек. №3. «Детский сад и игрушки» Задачи; Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура Структура занятия;. 1. Пальчиковая гимнастика «У меня игрушек много», 2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. 3.Пластилинография «Мой веселый, звонкий мяч». №4. «Осень» Задачи; Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики , добиваясь изображения листье. Структура занятия; 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. «Осеннее дерево». №5. «Огород. Овощи». Задачи: Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур Структура занятия: 1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2..Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» Ноябрь. №6. «Сад. Фрукты». Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. Учить выкладывать узор из разных семян, косточек, вдавливать семена в пластилин поочередно каждым пальчиком вращательными движениями. Структура занятия: 1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3.Работа с семенами. «замечательные фрукты» . №7. «Ягоды» Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. Структура занятия: 1Пальчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды) 3.Пластилинография. «Клубника». №8 «Дом. Семья» Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Учить скатывать комочки из бумажных салфеток большим и указательным пальцами. Выкладывать узор на круглой основе. Структура занятия: 1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Разноцветные коврики» (из бумажных комочков) №9. «Мебель, квартира». Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Тренировать навык приклеивания мелких деталей, учитывая их форму. Структура занятия: 1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 2 Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3«Рамка для фотографий» (мозаичная аппликация из яичной скорлупы). Декабрь. №10. «Зима». Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. Структура занятия: 1Пальчиковая игра «Как на горке снег» 2.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 3.«Сказочный домик» (оригами) №11. «Зимние забавы» Задачи: Упражнять в координации движений с речью. Учить рисовать пальцами по манке. Развивать тактильные ощущения, свободные движения мелких мышц руки, точные движения пальцев. Научить скатывать шарики из салфеток. Структура занятия: 1.Хороводная игра «Снежная баба» 2.Игра с манкой «Метелица» 3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. №12. «Новый год». Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. Учить выкладывать узор из бисера, вдавливать бисер в пластилин пальчиком вращательными движениями. Структура занятия: 1.Игра «Наведем порядок». ( группировка предметов по признаку). 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. 3.«Елочная игрушка». (пластилинография+выкладывание бисером) №13. «Ёлка» Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Структура занятия: 1.Пальчиковая игра «Елочка» 2.Рисование по точкам «Елочка» 3.Нарядная елочка (оригами) Январь. №14. «Зимующие птицы». Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. Структура занятия: 1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2.Пальчиковая игра «Снегири» 3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях. №15. «Домашние животные» Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. Структура занятия: 1. «Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур животных. 2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. №16. «Домашние птицы» Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. Структура занятия: 1. «Накормим птичек»-скомкать бумагу в маленькие комочки. 2. «Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок» (раскраска.) Февраль №17 «Транспорт» Задачи: Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги. Структура занятия: 1.Рисуем машину пальчиками на песке. 2.Пальчиковая игра «Вышли мы во двор гулять» 3.«Машина» (оригами) №18 «День Святого Валентина.» Задачи: Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. Структура занятия: 1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек. 3.Изготовление Валентинки из бумаги. №19 «Наша Армия». Задачи: Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Структура занятия: 1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2.Пальчиковая игра «Солдаты». 3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась военную технику.» №20 «Весна» Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. Структура занятия: 1. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе. 2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) 3.Обрывная аппликация «Солнышко» Март №21 «Мамин праздник» Задачи: Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги, тренировать навык аккуратного приклеивания мелких деталей. Структура занятия: 1.Завязываем бантик на подарке 2.Смотать клубок для бабушки. 3.Открытка для мамы. ( объёмная аппликация) №22 «Комнатные растения» Задачи: Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. Структура занятия: 1.П \и «На окошке в горшочке» 2Обрывание цветка по контуру. 3.Штриховка цветка в горшке. №23 «Дикие животные» Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. Структура занятия: Пальчиковая игра « У медведя дом большой ». 2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест. 3. Обвести трафарет животного, вырезать его. №24 «Перелетные птицы» Задачи: Формировать плавные, свободные движения руки, развивать точность движений, внимание. Продолжать учить аккуратно раскрашивать, не выходя за контуры. Учить регулировать силу нажима на карандаш. Структура занятия: 1.Пальчиковая игра «Встреча птиц. 2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца» 3.Обвести птицу по трафарету и раскрасить мелкими штрихами.. Апрель. №25 «Весенние цветы» Задачи: Учить детей выкладывать кусочки ткани в форме цветка, закреплять ткань на основе с клея. Структура занятия: 1.Упражнение «Мотылек». 2. Упражнение « Цветок» ( работа с крупой: манка, пшено, гречка) 3.Аппликация «Весенний луг». (аппликация из ткани) №26 «Мой город» Задачи: Упражнять в работе с трафаретами. Учить ориентироваться на микроплоскости. Структура занятия: 1. «Что спряталось в комочке»-разглаживание смятых в комочек трафаретов различного транспорта из бумаги. 2.Пальчиковая гимнастика «Дом». 3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру. №27 «Правила дорожного движения» Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. Структура занятия: 1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3.Пластилинография . «Светофор» №28 «Рыбы». Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином. Структура занятия: 1.Пальчиковая игра «Рыбка» 2. Упражнение «Рыбки плавают в пруду» ( рисование по песку) 3.Пластилинография . Коллективная работа « Рыбки в аквариуме» Май. №29 «Насекомые» Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать учить работать с бумагой различной фактуры. Структура занятия: 1.Пальчиковая игра «Сороконожка» 2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог. 3. «Гусеница» Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. №30 «Бабочки» Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами. Структура занятия: 1.Пальчиковая игра «Бабочка» 2.Упражнение « Спал цветок, и вдруг проснулся»( собрать пазл « Бабочка») №31 «Лето» Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. Структура занятия: 1. . «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. 2.Пальчиковая игра «Пчелы» 3.Коллективная аппликация «Лето». №32 Диагностика Обследование мелкой моторики. Задания для диагностики: 1.Развитие мелкой моторики -Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу), -«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка) -Завязывание шнурков разной величины -Застегивание пуговиц (5шт) разного размера 2.Ориентировка в пространстве -Д\И «Найди, где спрятано?» 3.Срисовывание образца -задания на листе бумаги в клетку, в линейку -дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение) 4.Штриховка -выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм. Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения. Критерии оценки деятельности ребенка: За каждое правильное задание ставится 5 баллов Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов. Список использованной литературы: С.А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г Журнал «Д/В» №1-8 2012. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009. Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007. Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008. «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008 Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 -7 лет. Изд. «Карапуз» 2005. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)