Дополнительная общеразвивающая программа Веселые краски

2

Содержание
1. Целевой раздел ................................................................................................. 3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................... 3
1.2 Актуальность и метод организации учебного и воспитательного
процесса ............................................................................................................. 5
Цели и задачи методов обучения. .................................................................... 6
2.Содержательный раздел .................................................................................... 9
2.1 Форма проведения занятий. ........................................................................ 9
2.2 Методы и приемы обучения: .................................................................... 10
2.3 Формы итогов реализации рабочей программы: ..................................... 10
Список используемой литературы: ................................................................... 35

3

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте
закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее
характерная

черта

непосредственность

эстетического

отношения

заинтересованного

маленького

ребенка

оценивающего «Я» от

–

любой

объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия,
мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое
непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к
действительности. Способность к творчеству – отличительная черта
человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой,
создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие
способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих
успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у
него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Именно
взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить
способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.

4

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у

ребенка

совершенствуются

наблюдательность

и

эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную

оценку

чувство цвета. Также

формы,

ориентирование

развиваются

специальные

в

пространстве,

умения

и навыки:

координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое
овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности
обеспечивает

детям

радость

развитие (эстетическое,

творчества

интеллектуальное,

и

их

всестороннее

нравственно-трудовое,

физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки
детей к школе.
Основной целью современной системы дополнительного образования
является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели
невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью
«Художественное
изобразительное

творчество»,
искусство.

составляющая

Изобразительное

часть
искусство

которого

-

располагает

многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно
привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои
фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа
у

дошкольников

происходит

развивающей деятельности.

на

основе

Занятия

практического

по программе

интереса

«Радуга

в

красок»

направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого
развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им

5

предметов

в

качестве

художественных

материалов,

удивляет

своей

непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша
расковывает ребенка,
настроение.

позволяет почувствовать краски,

Незаметно

для

себя

дети

учатся

их характер,

наблюдать,

думать,

фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его
творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что
он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
1.2. Актуальность
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и
воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более
разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие
материала для дополнительной платной образовательной работы, его
высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку
увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного
сложней.

Рисование

нетрадиционными

способами,

увлекательная,

завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать,
пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои
знания и умения в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника
рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью была создана дополнительная платная образовательная
услуга

по

нетрадиционной

технике

рисования

"Веселые

краски»

(образовательная область «Художественное творчество»).
Программа дополнительной образовательной услуги «Веселые краски»
является

составным

компонентом

Образовательной программы

ДОУ,

характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов
с детьми дошкольного возраста, определяет ценностно – целевые ориентиры,
образовательную модель и содержание
лет. Рабочая

программа

по

образования

для

детей 3-4

разделу «Изобразительная

деятельность» составлена на основе обязательного минимума содержания

6

федерального

компонента

государственного

стандарта

-

Примерной

основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. В дополнение к ней используется программа художественного
воспитания, обучения и развития детей 3-4 лет «Цветные ладошки» И. А.
Лыковой.
Программа

разработана

в

соответствии

с

действующими

Федеральными государственными образовательными стандартами.
Новизна

и

целенаправленной

оригинальность программы
деятельности

по

обучению

заключается
основным

в

навыкам

художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего
развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций
как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными
усложнения

всех

видов

деятельности

(игровой,

художественной,

познавательной).
Цель: Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке,
интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
-

формировать

творческое

мышление,

устойчивый

интерес

к

художественной деятельности;
-развивать

художественный

вкус,

фантазию,

изобретательность,

пространственное воображение;
- формировать умения и навыки,

необходимые для создания

творческих работ;
-

развивать

желание

экспериментировать,

проявляя

яркие

познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
-

закреплять

и

обогащать

художественного творчества;

знания

детей

о

разных

видах

7

- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,
закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их
возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом;
-

воспитывать

внимание,

аккуратность,

целеустремлённость,

творческую самореализацию.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей
по разделам:


«Развитие

речи».

комментированного рисования.

На
В

занятиях
процессе

используется

обыгрывания

прием

сюжета

и

самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с
другом в процессе рисования обсуждают свою работу. Использование на
занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические
действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений
активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции
речи, развитие связной речи.


«Ознакомление

с окружающим».

Для

занятий

по

изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют
уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые
варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях
природы, о жизни людей, о жизни животных.


«Сенсорное

воспитание».

Занятия

по

изодеятельности

способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве
предметов и их пространственном расположении.


«Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия

музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к

8

праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего
понимания образа, выражения собственных чувств.


«Физическая

культура».

Использование

физминуток,

пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению
нарушения осанки.
Работа по программе придерживается общедидактических и частнометодических принципов

и

методов

обучения,

предусмотренных

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования:


Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов

и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения
по данной программе;


Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия

наглядного материала;


Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе

предыдущего занятия;


Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных

особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к
сложному);


Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе;



Глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и

интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального
раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и
самоутверждения;


Проблемность – активизирующие методы, направленные на

поиск разрешения проблемных ситуаций;



Принцип сознательности и активности- обучение, опирается на

сознательное
действиям;

и заинтересованное

отношение

воспитанника

к своим

9


Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен

на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение
кругозора.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на детей 3-4лет, продолжительность обучающей
программы

1

год.

Дополнительную

платную

образовательную

услугу посещают дети второй младшей группы.
2. Содержательный раздел
2.1. Форма проведения занятий: групповая.
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня.
Длительность занятий: вторая младшая группа 10-15 минут. Занятия
дополнительной платной образовательной услуги начинаются с сентября и
заканчиваются в мае.
Занятия проходят во второй половине дня.
Продолжительность учебного года по программе устанавливается в
соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается
в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Предполагаемый результат:
o

дети научатся различать, называть и применять на практике

нетрадиционные способы рисования;
o

научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином,

нетрадиционным художественным материалом;
o

дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные

геометрические фигуры;
o

у детей разовьется мелкая моторика рук;

o

сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами

художников, замечать и творить красоту;

10

разовьется

o

творчество

и

фантазия,

наблюдательность,

воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
o

появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

o

сформируется художественный вкус и чувство гармонии

o

сформируются навыки самостоятельности.
2.2. Методы и приемы обучения:
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы,

o

объяснение, пояснение);
o

наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

o

практические

(самостоятельная

продуктивная

деятельность

детей, экспериментирование)
2.3. Формы проведения итогов реализации рабочей программы:


Организация

ежемесячных

выставок

детских

работ

для

родителей;


Тематические выставки в ДОУ;



Проведение открытого мероприятия;



Проведение мастер-класса среди педагогов



Творческий отчет воспитателя – руководителя дополнительной

платной образовательной услуги.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих
материалов и оборудования:


Наборов разнофактурной бумаги, ткани.



Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).



Художественно-изобразительного материала.



Инструментов для художественного творчества.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют
принципы:


Гуманистической

направленности

воспитания:

создание

атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам,

что

позволит

растить

их

общительными,

добрыми,

11

любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и
творчеству.


Творческого подхода: креативность организация воспитательно-

образовательного процесса.


Вариативности:

использования

образовательного

материала,

позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и
наклонностями каждого ребенка.


Уважительного отношения к результатам детского творчества.



Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к

каждому воспитаннику.
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет
Младший
интенсивностью
активность

дошкольный
физического

возраст
и

характеризуется

психического

ребёнка, усиливается

её

развития.

высокой
Повышается

целенаправленность;

более

разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее
важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка
приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности:
игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети
начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в
силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно
дело ради другого.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних
действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Продолжительность

игры

небольшая.

Младшие

дошкольники

ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми
сюжетами.

Игры

формироваться.

с

правилами

в

этом

возрасте

только

начинают

12

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о
предмете. В

этом

возрасте

они

только

начинают

формироваться.

Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют
детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут
использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им
манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует
относительно параллельными. Обводит по контурам.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе
целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники
способны установить некоторые скрытые связи и отношения между
предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,
которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты
выступают в качестве заместителей других.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими
нетрадиционными техниками рисования:


«пальчиковая

живопись» (краска

наносится

пальцем,

ладошкой);
(Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы,
салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик
и наносит точки на бумагу).


монотипия;

(Задачи: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии.
Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных
техниках. Развивать воображение, пространственное мышление).


рисование по мокрой бумаге;

(Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти,
акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

13

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по
мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть
влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов,
обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное
количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим
изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем
краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные
элементы.)


рисование путем разбрызгивание краски;

(Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона
либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и
ударяет

кистью

о

картон,

который

держит

над

бумагой.

Краска

разбрызгивается на бумагу, оттиски штампов различных видов)


рисование жесткой кистью (тычок)

(Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи
карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета
или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или
кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется
весь контур или шаблон.)


рисование ладошками

(Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага,
листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку
(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на
бумаге.)

14


рисование трафаретом

(Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу
бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.
Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому
листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт.)
Примерное годовое планирование
№ п/

Наименование разделов

Количество часов

п
1

Пальчиковая живопись

27 часов

2

Рисование жёсткой кистью (тычок)

15 часов

3

Монотипия

11 часов

4

Рисование по мокрой бумаге

2 часа

5

Рисование путём разбрызгивания краски

1 час

6

Оттиски штампов различных видов

9 часов

Итого:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

65 часов

ПЛАНИРОВАНИЕ

С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
(вторая младшая группа)
№

Тема

Нетрадиционные

Программное

занятия

техники

содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ
Познакомить с
нетрадиционной

12

«Мой
любимый
дождик»

Рисование пальчиками

изобразительной

Гуашь в

техникой - рисование

мисочках,

пальчиками. Учить

салфетки,

рисовать дождик из

альбомный

тучек, используя точку

лист.

как средство
выразительности.

15

Развивать
наблюдательность,
внимание, мышление,
память, мелкую
моторику, речь.
Воспитывать интерес
к рисованию
нетрадиционными
способами.
Совершенствовать

3-

Осеннее

4

дерево

Тычок жесткой кистью

умение в данной

Жесткие кисти,

технике. Развивать

гуашь в

чувство ритма,

мисочках,

композиции,

салфетки,

воображение.

альбомный

Воспитывать

лист.

аккуратность.
Учить наносить
ритмично точки на

56

Мухомор

Рисование пальчиками

всю поверхность

Кисти, гуашь в

шляпки мухомора.

мисочках,

Развивать чувство

салфетки,

ритма и композиции,

альбомный

мелкую моторику,

лист.

внимание, мышление,
память, речь.
Лист бумаги,

7-

Цветочная

8

поляна

Примакивание

Совершенствовать

тонированным

умение в данной

зеленым

технике. Развивать

цветом,

чувство композиции.

кисти, гуашь
разных цветов.

ОКТЯБРЬ
1.

Ветка

Рисование

Учить рисовать на

Лист

16

рябины

пальчиками, примакивани

ветке ягодки

тонированной

е

(пальчиками) и

бумаги, гуашь,

листики

кисти.

(примакиванием).
Закрепить данные
навыки рисования.
Развивать чувство
композиции.
Учить рисовать

2.

Нарисуй

Оттиск пробкой,

предметы овальной

воздушные

рисование

формы.

шарики

пальчиками

Упражнять в
украшении рисунков.

Лист
тонированной
бумаги, гуашь,
кисти, пробка.

Продолжать
знакомить с
нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования

Компоты и
3.

варенье в

Рисование пальчиками

баночках

пальчиками.
Продолжать учить
наносить ритмично

Вырезанные из
бумаги банки.
печати, гуашь.

точки на всю
поверхность банки.
Развивать чувство
композиции.
Познакомить с
техникой печатания

4.

Осенние
листья

листьев. Развивать
Отпечаток листьев.

наблюдательность,
внимание, мышление,
память, мелкую
моторику, речь.

5

Яблоко –
красное,

Рисование кистью

Гуашь,
поролоновые
тампоны,
принадлежност
и для
рисования.

Учить рисовать яблоко

Лист

гуашью.

тонированной

17

сладкое

Совершенствовать

бумаги, гуашь,

технику рисования.

кисти.

Совершенствовать
умение в данной
6

Ежик

Оттиск смятой бумагой

технике.
Развивать чувство
ритма, композиции.

Мисочка с
гуашью,
кисточка,
смятая бумага.

Учить рисовать

7

Листопад

Рисование пальчиками

листопад, передавая

Лист

его образ.

тонированной

Воспитывать

бумаги, гуашь.

аккуратность.
Развивать мелкую
моторику, внимание,
мышление, память,
речь.
8

Ласковый
котенок

Рисование пальчиками

Воспитывать интерес

Лист бумаги,

к рисованию

гуашь.

нетрадиционными
способами. Вызвать у
детей желание помочь
котенку.
НОЯБРЬ
Упражнять в

1.

Мои игрушки

Оттиск пробкой,

рисовании предметов

рисование

круглой формы.

пальчиками

Закреплять умение

Гуашь, кисти,
пробка.

украшать предметы.
Создание образа
колобка на основе

Колобок
2.

катится по
дорожке

Рисование кистью

круга.

Лист бумаги,

Самостоятельное

гуашь, кисти.

использование таких
выразительных

18

средств, как линия,
форма, цвет.
Учить детей создавать
ритмические
композиции.
Развивать чувство
ритма и композиции,
3.

Аленький
цветочек

Рисование пальчиками

мелкую моторику,

Альбомный

внимание, мышление,

лист, гуашь.

память, речь.
Воспитывать интерес к
рисованию
нетрадиционными
способами.
Учить детей создавать
ритмические
композиции.
Развивать чувство
ритма и композиции,

4.

Наряды для
наших кукол

Рисование пальчиками

мелкую моторику,

Вырезанные из

внимание, мышление,

бумаги платья,

память, речь.

кисть, гуашь.

Вызвать у детей
желание нарисовать
красивые платья для
кукол, живущих в
нашей группе.
Учить изображать

5

«Кукла –
неваляшка»

Рисование кистью

предмет, состоящий из

Лист

двух частей

тонированной

одинаковой формы, но

бумаги,

разной величины.

акварель,

Учить закрашивать

кисти.

изображение.

19

Дополняя предмет
дополнительными
деталями .
Учить детей создавать
ритмические
композиции.
Развивать чувство
ритма и композиции,
мелкую моторику,
внимание, мышление,
6

Дождик и
грибок

Рисование пальчиками

память, речь.

Лист бумаги,

Побуждать детей

гуашь.

доступными каждому
ребёнку средствами
выразительности
изображать которые
они видели, пробовали
и хотели бы
нарисовать.
Развивать мелкую
моторику, внимание,
мышление, память,
7

Волшебный
цветочек

Рисование пальчиками

речь.

Лист бумаги,

Воспитывать интерес к

гуашь.

рисованию
нетрадиционными
способами
Совершенствовать

8

Украсить
свитер

умение в данной
Тычок жесткой кистью

технике.
Развивать чувство
ритма.

Вырезанные из
бумаги свитера.
Жесткая кисть,
гуашь.

ДЕКАБРЬ
1.

Красивые

Рисование кистью.

Учить рисовать узоры

Лист

20

салфетки

на салфетках круглой

тонированной

формы. Закрепить

бумаги круглой

умение сочетать

формы, гуашь,

элементы декора по

кисти.

цвету и форме (точки,
круги, пятна, линии
прямые). Развитие
чувства композиции.
Закрепить умение
украшать простые по
форме предметы,
«Моя
2.

любимая
чашка»

Рисование в технике
печатанья

нанося рисунок по

Альбомный

возможности

лист, гуашь,

равномерно на всю

печати.

поверхность бумаги.
Упражнять в технике
печатанья.
Учить детей отражать
впечатления зимы;
рисовать предмет,
состоящий из
3.

«Дерево
зимой»

Рисование кистью.

вертикальных и
наклонных линий.
Дорисовывать хлопья

Альбомный
лист, гуашь,
кисти.

снега путем
примакивания белой
краски, ворсом кисти.
Учить детей создавать
ритмические

4.

Звездочки на
небе

Рисование пальчиками

композиции.

Лист

Развивать чувство

тонированной

ритма и композиции,

бумаги, гуашь.

мелкую моторику,
внимание, мышление,

21

память, речь.
Воспитывать интерес к
природе и
отображению ярких
представлений в
рисунке.
Познакомить с
техникой печатанья
ладошками – учить
5

Дед Мороз

Рисование ладошкой

рисовать бороду Деда

Альбомный

Мороза.

лист, гуашь.

Развивать внимание,
мышление, память,
речь.
Учить рисовать глаза,
украшать шапочку
Деда Мороза
помпончиками.
Развивать мелкую
6

Дед Мороз

Рисование ладошкой

моторику, внимание,
мышление, память,
речь.

Альбомный
лист, гуашь,
поролон.

Воспитывать интерес к
рисованию
нетрадиционными
способами.
Развивать внимание,
мышление, память,
речь.
7

Елочка-

Коллективная работа,

Воспитывать интерес к

Альбомный

красавица

рисование ладошками

отображению ярких

лист, гуашь.

впечатлений в рисунке;
вызвать желание
сделать коллективную

22

работу, рисовать всем
вместе.
Учить рисовать
пальчиками.
Развивать внимание,
мышление, память,
речь.
8

Елочка-

Коллективная работа,

Воспитывать интерес к

Альбомный

красавица

рисование ладошками

отображению ярких

лист, гуашь.

впечатлений в рисунке;
вызвать желание
сделать коллективную
работу, рисовать всем
вместе.
ЯНВАРЬ
Учить детей
изображать округлые
формы и знакомые
ёлочные игрушки
доступными им
1.

«Новогодние
игрушки»

Рисование кистью

средствами
выразительности.
Вызвать у детей

Альбомный
лист, акварель,
кисти.

радостное настроение в
связи с приходом
новогодних
праздников.
Закрепить умение
2.

Зимний лес

Рисование кистью

рисовать деревья.
Развивать чувство
композиции.
Развивать чувство

3

Зайка

Рисование пальчиками

ритма, мелкую
моторику, внимание,

Альбомный
лист, гуашь,
кисти.
Альбомный
лист, гуашь.

23

мышление, память,
речь.
Воспитывать интерес к
рисованию
нетрадиционными
способами; вызвать у
детей желание помочь
зайчику спрятаться в
зимнем лесу –
нарисовать для него
белую шубку.
Продолжать знакомить
с нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования
пальчиками. Учить
наносить ритмично
точки на всю

4

Снегопад за
окном

Рисование пальчиками

поверхность листа.

Лист

Развивать чувство

тонированной

ритма и композиции,

бумаги, гуашь.

мелкую моторику,
внимание, мышление,
память, речь.
Воспитывать интерес к
природе и
отображению ярких
впечатлений в рисунке.
Раскрепощение
Рисование хаотичных
5

Вьюга

узоров в технике по –
мокрому.

рисующей руки:
свободное проведение

Альбомный

кривых линий.

лист, акварель.

Развитие чувства цвета
(восприятие и создание

24

разных оттенков
синего). Выделение и
обозначение голубого
оттенка.
Продолжать знакомить
детей с

6

Снеговик

Оттиск пенопластом

нетрадиционной

Лист

изобразительной

тонированной

техникой рисования.

бумаги, гуашь,

Учить прижимать

кусочки

пенопласт к блюдцу с

пенопласта,

краской и наносить
оттиск на бумагу.
ФЕВРАЛЬ
Побуждать детей
передавать в рисунке
образ знакомой
игрушки, закреплять
умение изображать

1.

Плюшевый
медвежонок

Рисование поролоном

форму частей, их

Альбомный

относительную

лист, гуашь,

величину,

кисти.

расположение, цвет.
Учить рисовать
крупно.
Развивать творческое
воображение.
Развивать чувство
ритма, мелкую

2.

Морское
путешествие

моторику, внимание,
Рисование пальчиками

мышление, память,
речь.
Воспитывать интерес к
рисованию

Альбомный
лист, гуашь.

25

нетрадиционными
способами.
Продолжать знакомить
с нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования
пальчиками. Учить

3.

Веселая
птичка

различать оттенки
Рисование пальчиками

оранжевый,
фиолетовый.

Альбомный
лист, гуашь.

Развивать чувство
ритма, мелкую
моторику, внимание,
мышление, память,
речь.
Продолжать знакомить
с нетрадиционной
изобразительной
4.

Маленький
тигренок.

Рисование пальчиками

техникой рисования

Альбомный

пальчиками. Развивать

лист, гуашь.

мелкую моторику,
внимание, мышление,
память, речь.
Продолжать знакомить
с нетрадиционной
изобразительной

Мои
5.

любимые

Рисование пальчиками

рыбки

техникой рисования

Альбомный

пальчиками. Развивать

лист, гуашь.

мелкую моторику,
внимание, мышление,
память, речь.

6.

Маленький

Рисование способом

друг

тычка

Познакомить с

Альбомный

техникой рисования

лист, гуашь,

тычком полусухой

кисти.

26

жесткой кистью. Учить
имитировать шерсть
животного, используя
создаваемую тычком
фактуру как средство
выразительности.
Учить наносить
рисунок по всей
поверхности бумаги.
Закрепить умение
украшать дымковским
7.

«Дымковская
игрушка»

Оттиск печатками

узором простую
фигурку. Развивать
умение передавать

Альбомный
лист, гуашь,
кисти.

колорит узора.
Совершенствовать
умения детей в данных

Нарисуй и
8.

укрась вазу

Оттиск печатками

для цветов

изобразительных
техниках. Развивать
воображение, чувство

Альбомный
лист, акварель,
кисти.

композиции.
МАРТ
Упражнять в технике
рисования пальчиками
и печатанья
ладошками. Развивать
чувство ритма и
1.

Во дворе

Рисование ладошками и

композиции, мелкую

Альбомный

пальчиками

моторику.

лист, гуашь.

Воспитывать интерес и
отображению ярких
впечатлений в рисунке
различными
средствами. Развивать

27

чувство композиции.
Продолжать знакомить
с техникой печатанья
ладошками. Закрепить
умение дополнять
изображение деталями.
Развивать
цветовосприятие,

Веселые
2.

осьминожки
(коллективна

Рисование ладошками

я работа).

мелкую моторику,

Лист

внимание, мышление,

тонированной

память, речь.

бумаги, гуашь.

Воспитывать интерес к
рисованию
нетрадиционными
способами; вызвать
желание сделать
коллективную работу,
рисовать всем вместе.
Упражнять в технике
рисования пальчиками,
создавая изображение
путём использования
точки как средства
выразительности;
закрепить знания и

3.

Веточка
мимозы

Рисование пальчиками

представления о цвете
(жёлтый), форме
(круглый), величине
(маленький),
количестве (много).
Развивать чувство
ритма и композиции,
мелкую моторику,
внимание, мышление,

Лист
тонированной
бумаги, гуашь.

28

память, речь.
Воспитывать интерес к
рисованию
нетрадиционными
способами. Вызвать
желание сделать в
подарок маме
красивый букет.
Учить различать
оттенки фиолетовый,
4.

Салфетка

Рисование пальчиками

розовый. Воспитывать

Альбомный

интерес к рисованию

лист, гуашь.

нетрадиционными
способами.
Учить различать
оттенки оранжевого,

5.

Ночь и
звезды

Рисование пальчиками

розового и голубого.

Лист

Воспитывать интерес к

тонированной

природе и

бумаги, гуашь.

отображению ярких
впечатлений в рисунке
Упражнять в технике
рисования пальчиками.
Закрепить умение
равномерно наносить
точки - рисовать узор

6.

Бусы для
куклы Кати.

бусины на нитке.
Рисование пальчиками

Развивать мелкую
моторику, внимание,
мышление, память,
речь.
Воспитывать интерес к
рисованию
нетрадиционными

Альбомный
лист, гуашь.

29

способами. Вызвать
желание сделать в
подарок кукле Кате
красивые разноцветные
бусы.
Продолжать знакомить
с нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования
пальчиками. Развивать
7.

«Веселые
матрешки»

Рисование пальчиками

мелкую моторику,

Альбомный

внимание, мышление,

лист, гуашь.

память, речь.
Вызвать у детей
желание нарисовать
красивые сарафаны для
матрешек.
Продолжать знакомить
с техникой печатанья
ладошками. Учить
наносить быстро
краску и делать
отпечатки – лошадки.
8.

Лошадка

Рисование ладошками

Развивать мелкую

Альбомный

моторику, внимание,

лист, гуашь.

мышление, память,
речь.
Воспитывать интерес к
рисованию
нетрадиционными
способам.
АПРЕЛЬ
1.

Ваза с
фруктами

Рисование кистью

Продолжать учить

Альбомный

составлять натюрморт

лист, гуашь,

30

из фруктов, определять

кисти.

форму, величину, цвет
и расположение
различных частей,
отображать эти
признаки в рисунке.
Продолжать знакомить
с техникой сочетания
восковых мелков и
акварели.
Продолжать знакомить
с техникой печатанья
ладошками. Учить
наносить быстро
краску и делать
отпечатки – лучики для
солнышка.
Развивать
Солнышко
2.

(коллективна

цветовосприятие,
Рисование ладошками

я работа).

мелкую моторику,
внимание, мышление,

Альбомный
лист, гуашь.

память, речь.
Воспитывать интерес к
рисованию
нетрадиционными
способами; вызвать
желание сделать
коллективную работу,
рисовать всем вместе.
Учить наносить быстро
краску и делать
3.

Жар- птица

Рисование ладошками

отпечатки –птицы.
Развивать мелкую
моторику, внимание,

Альбомный
лист, гуашь.

31

мышление.
Воспитывать интерес к
рисованию
нетрадиционными
способам.
Упражнять в технике
рисования пальчиками.
Закрепить умение
равномерно наносить
точки на всю
поверхность предмета.
4.

Улитки на
прогулке

Рисование пальчиками

Развивать мелкую

Альбомный

моторику, внимание,

лист, гуашь.

мышление, память,
речь.
Воспитывать интерес к
рисованию
нетрадиционными
способами.
Развивать эстетическое
восприятие, чувство

5.

“Клубнички-

Создание образа

невелички”

клубничек.

цвета, ритма.

Альбомный

Воспитывать

лист, гуашь,

аккуратность,

кисти.

эмоциональную
отзывчивость.
Учить создавать

6.

Кто в каком
домике живет

Рисование кистью

изображения предмето

Лист

в, состоящих из прямо-

тонированной

угольных, квадратных,

бумаги,

треугольных частей

акварель,

(скворечник,

кисти.

улей, конура, будка).
7.

Украсим

Рисование фломастерами

Учить детей составлять

Альбомный

32

кукле

узор из знакомых

лист,

платьице

элементов (полосы,

фломастеры.

точки, круги).
Развивать творческое
начало, эстетическое
восприятие,
воображение.
Упражнять в технике
рисования пальчиками.
Развивать мелкую
8.

Закат

Рисование пальчиками

моторику, внимание,

Альбомный

мышление, память,

лист, гуашь.

речь.
Воспитывать интерес к
рисованию.
МАЙ
Учить изображать
рыбок, плавающих в
разных направлениях;

12

Рыбки
плавают в

Рисование кистью

аквариуме

правильно передавать

Лист

их форму, хвост,

тонированной

плавники. Закреплять

бумаги, гуашь,

умение

кисти.

рисовать кистью и
красками, используя
штрихи разного
характера.
3-

Сказочный

Рисование

Учить передавать в

Альбомный

4

домик-

фломастерами.

рисунке образ сказки.

лист,

Развивать:

фломастеры.

теремок

- образные
представления;
- воображение;
- самостоятельность и

33

творчество в
изображении и
украшении сказочного
домика.
Совершенствовать
приемы украшения
5.

Носит

Рисование пальчиками

Упражнять в технике

Лист

одуванчик

рисования пальчиками.

тонированной

желтый

Закрепить умение

бумаги, гуашь.

сарафанчик.

ритмично точки на всю
поверхность листа.
Развивать чувство
ритма и композиции,
мелкую моторику,
внимание, мышление,
память, речь.
Воспитывать интерес к
природе и
отображению ярких
впечатлений в рисунке.

6.

Божьи

Рисование пальчиками

коровки

Учить детей пальчиком

Лист

рисовать кружочки,

тонированной

черного цвета.

бумаги, гуашь,

Развивать мелкую

кисти.

моторику.
7.

«Мой

Рисование кистью

Рисование круглых

Альбомный

веселый

двуцветных предметов:

лист, гуашь,

звонкий мяч»

создание контурных

кисть.

рисунков, замыкание
линии в кольцо и
раскрашивание,
повторяющее
очертания
нарисованной фигуры.

34

8.

«Радуга-

Рисование кистью

дуга»

Создание образа

Альбомный

сказочной радуги и

лист, гуашь,

цветных королевств

кисть.

(по выбору, развитие
творческого
воображения.
ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ

35

Список используемой литературы:
1.

Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском

саду» - М., 2004г.
2.

Александрова Т. Н . «Чудесная клякса», - М., 1998г.

3.

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском

саду» - М. 2007г.
4.

Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» -

Ярославль, 2007г.
5.

Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

6.

ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

7.

Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

8.

Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с

дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. –
80с.
9.

Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А.

– Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
10.

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник:

обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия
развития», «Академия К», 1998.– 256с.
11.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия

развития, 2006. – 96с.
12.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель,

2005. – 63с.
13.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:

Издательство «Астрель», 2005. – 63с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».