Дополнительная общеразвивающая программа Логоритмическая мозаика.

1

2

Содержание
Ι. Целевой раздел

стр 3

1.1. Пояснительная записка

стр 3

1.2. Цели и задачи реализации образовательной программы

стр 4

1.3. Принципы и подходы к формированию образовательной программы стр 6
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста,
участвующих в реализации образовательной программы
стр 6
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы

стр 9

1.6. Мониторинг

стр 10

ΙI. Содержательный раздел

стр 10

2.1. Формы и виды взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
стр 10
2.2. Комплексно – тематическое планирование

стр 12

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
стр 14
ΙII. Организационный раздел

стр 15

3.1. Развивающая предметно-пространственная среда

стр 15

3.2. Методическое обеспечение программы

стр 15

3

Ι. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа составлена на основе пособий М.Ю. Картушиной, А.Е.
Вороновой и рассчитана на возраст детей 5-7 лет.
Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной
совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции
различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия
направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи,
овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем
мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность
преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика
с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное
влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка
различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной,
речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и
оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в
речевые и пальчиковые игры.
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия
логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от
вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный
настрой, учат общению со сверстниками.
Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, и
находятся в тесной связи с другими средствами комплексного
коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30 мин. Как
правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая
смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к
происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных
связей между предметами и явлениями действительности. Содержание
занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами
логопедической коррекции.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 7 минут. Используются вводные
упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с
помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания,
памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки для
снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских

4

музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же
следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 8 минут. В неё входят упражнения на
восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения,
релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие
возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и
координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и
дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков
речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности
и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами,
развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению
ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения.

5

1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом
развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.
Основные задачи программы:
–
развитие слухового восприятия; музыкального, звукового, тембрового,
динамического, фонематического слуха, чувства ритма, речевого и певческого
диапазона голоса;
–
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений,
пантомимики, пространственной организации движений; развитие силы,
ловкости, выносливости; переключаемости и координации движений;
–
развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для
формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и
фонационного дыхания;
–
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков
в различных ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его
музыкальным образом, буквенным обозначением;
–
расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой
речи;
–
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной
координации; освоение ритмического многоголосья посредством игрового
музицирования; осознания ритмического своеобразия слова;
–
стимулирование творческой активности: воспитание выразительности
движений, умения перевоплощаться, согласовывать характер музыки с
движениями и пантомимическими жестами;
–
воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на
другой;
–
содействие нравственному, эстетическому воспитанию детей с речевой
патологией (формирование навыков позитивного межличностного общения
через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением
других детей)

6

1. 3. Принципы и подходы к формированию программы.
В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических
процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей.
Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на
комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкальноречевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи.
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста,
участвующих в реализации рабочей программы.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий
своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,
образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития
просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной
выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на
состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике
объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха,
так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в
общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания,
посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует
развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является
необходимым условием решения задач умственного, эстетического,
нравственного воспитания, для полноценного формирования личности
ребёнка.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от
свободного пользования словами.
Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями
глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в
недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов
возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово

7

неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в
употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между,
используются слова в середине).
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки:
неправильное согласование существительных с прилагательными в
косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа
множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш),
изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине»
стоят часы»).
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и
темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата
достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки
родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только
заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.
В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются
умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны
говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются
пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает
замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в
моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением
просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе
высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит
громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с
соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все
шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних
могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их
формирование: р — горловое, одно-ударное, звуки ш, ж — боковые, с, з —
межзубные и т.д. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах
свистящие и шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще
наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба
звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при
произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка).
Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.
Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они
недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например при
выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети
называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). Смешивают дети

8

твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц,
щ и ч, ц и ч.
Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за
нарушения фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам
при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне
справляются с этими трудностями.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных
впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры
позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром.
С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом
познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои
эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками,
движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым
любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального
произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий
потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько
изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и
характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка
этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций.
Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения музыкой. Слушание музыки остается по-прежнему весьма
привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени
овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный жанр
музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в
эмоциональнообразное содержание музыки, воспринимают формы
произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают
развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать
выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый
слух.
Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает
сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом

9

возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить
такие положительные особенности пения: голос становится звонче,
характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается
вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и
отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни.
Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос
ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование
вокальных связок.
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего
процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют,
следующие показатели:
- сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим
темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на
определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок,
песен;
- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии
со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания,
умения правильно брать дыхание во время пения;
- сформированность произносительных навыков, подвижности
артикуляционного аппарата;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых
рядах, словах, чистоговорках;
- способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые
упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические
этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление
двигательного автоматизма;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные
виды ходьбы и бега;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах
пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

10

- положительные результаты диагностик музыкальных и творческих
способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников
(дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о
характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют
на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,
танцевальные и общеразвивающие движения);
- улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и
диалогической;
- воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и
традициям народов России, родного края, труду людей;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.
1.6. Мониторинг (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и
музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового
внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения
ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой
моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов
логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное
исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
логоритмических занятий.

ΙI. Содержательный раздел
2.1. Формы и виды взаимодействия логопеда и музыкального
руководителя
– совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда с
музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере
решения общих задач;
– совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;

11

– участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических
развлечений, праздников, открытых мероприятий;
– составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д;
– выступление музыкального руководителя на педагогических советах на
темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д.
для профилактики нарушений речи;
– использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях
логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со
словом, пальчиковых игр инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая
работа.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и
музыкального руководителя
Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

постановка диафрагмально-речевого развитие слухового внимания и
дыхания
слуховой памяти
укрепление мышечного аппарата
речевых органов средствами
логопедического массажа

формирование оптикопространственных представлений

формирование артикуляторной базы формирование и закрепление
для исправления неправильно
произносительных навыков
произносимых звуков
коррекция нарушенных звуков, их
автоматизация и дифференциация

формирование зрительной
ориентировки на собеседника

развитие фонематического
восприятия, анализа и синтеза

развитие координации движений

Совершенствование лексикограмматической стороны речи

формирование умения передавать
несложный музыкальный
ритмический рисунок

обучение умению связно выражать
свои мысли

воспитание темпа и ритма дыхания и
речи

обучение грамоте, профилактика
дисграфии и дислексии

развитие произвольной мимической
моторики

12

развитие психологической базы речи формирование просодики
совершенствование мелкой
моторики

развитие фонематического слуха

Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя –
логопеда и музыкального руководителя успешно способствует улучшению
общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции
двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого
дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности,
сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует
устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого
ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора
приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия
оптимизируется процесс коррекции и развития речи.

2.2. Комплексно – тематическое планирование.
Месяц
Нумерация
занятия

Название логоритмического
занятия

Октябрь
№1

Осеннее настроение

Октябрь
№2

Спор овощей

Октябрь
№3

В гостях у лесовичка

Октябрь
№4

Паровозик из Ромашково

Ноябрь
№1

Осенний разговор

Ноябрь
№2

Федорино горе

Ноябрь
№3

Марья-искусница

Ноябрь
№4

У бабушки в деревне

Декабрь
№1

Снеговик принёс письмо

Декабрь

Цель

Преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.

13

№2

Приключение вороны

Декабрь
№3

В мире животных

Декабрь
№4

Новый год

Январь
№1

До свиданья, Ёлочка

Январь
№2

В доме моём

Январь
№3

Зимушка-зима

Февраль
№1

Игрушки

Февраль
№2

Новоселье

Февраль
№3

Край родной

Февраль
№4

Защитники Отечества

Март
№1

Как зайчонок маму искал

Март
№2

О чём плачет сосулька

Март
№3

Звуки природы

Март
№4

Петушок и его семья

Апрель
№1

Кем быть?

Апрель
№2

Приключения дождика

Апрель
№3

Муха-цокотуха

Апрель
№4

Путешествие в страну цветов

Май
№1

На парад идут солдаты

Май
№2

Приключение Буратино

Май
№3

Звуки лета

Май
№4

Страна Игралия

14

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»
одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка».
Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в
совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить
усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.
В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопеда и музыкального
руководителя заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость Учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;уважение и
доброжелательность друг к другу;
- ифференцированный подход к каждой семье
Формы работы с родителями:
1.
Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный
этап обучения);
2.
Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на
родительских собраниях);
3.

Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;

4.
Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера,
посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь
возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем
разделам программы).
5.
Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по
проводимой педагогами работе;
6.

Оформление информационных стендов для родителей.

15

ΙII. Организационный раздел
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда
Технические средства для подготовки и проведения занятий.
· фортепиано;
· детские музыкальные инструменты;
· шумовые игрушки;
· массажные и резиновые разноцветные мячики;

3.2. Методическое обеспечение программы.
1.
М. Ю. Гоголева «Логоритмика в детском саду старшая и
подготовительная группа.». г. Ярославль. 2006.г.
2.
Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников. М., 2000.
3.
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным
сопровождением. СПб., 1999.
4.

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.,1999.

5.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.

6.
Картушина М.Ю., Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2009.
7.
М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с
детьми 5 - 6 лет.» Творческий центр «Сфера» 2010 г.
8.
Кудрявцев В. Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000.
9.

Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. Мурманск, 1996.

10.

Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.

11. Лысова В.Я., Яковлева Т.С, Зацепина М.Б., Воробьева О.Н.
Спортивные праздники и развлечения. М., 2000.
12. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнение для
красивого движения. Ярославль, 2000.
13.

Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М., 1999.

16

14. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.
15.

Поваляева М.А. «Дидактический материал по логопедии».

16.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

17. Филичева Т. Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и
обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Программно-методические рекомендации. — М., 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».