Дополнительная общеразвивающая программа Веселая карусель

2

Содержание.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ............................................................................…………3
1.1. Пояснительная записка ...................................................................................3
1.2. Цели программы…………………………………………………………......3
1.3. Задачи обучения и воспитания .......................................................................4
1.4. Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на
реализации дидактических принципов………………………………………...10
1.5. Особенности развития детей дошкольного возраста……………………..12
1.6. Планируемые результаты освоения программы………………………….15
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.............................................................….….20
2.1. Организация образовательного процесса………………………………….20
2.2. Список литературы………………………………………………………….25

3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и
интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития
и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно
влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию,
музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и
красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую,
зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник
познает многообразие танца: классического, народного, бального,
современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность,
трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру
общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к
творчеству. Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие
способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество
может успешно развиваться только при условии целенаправленного
руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение
данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие
способности.
Существующие
программы
музыкально-ритмического
воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел
ритмические движения является лишь частью программы музыкального
воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по
хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком
диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического
искусства то, что доступно детям дошкольного возраста. Новизна настоящей
программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления,
как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и
даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее
отличительными особенностями является: - активное использование игровой
деятельности для организации творческого процесса – значительная часть
практических занятий. Педагогическая целесообразность программы
заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
I.2. Цели программы
Образовательная цель программы: привить интерес дошкольников к
хореографическому искусству, развить их творческие способности,
посредством танцевального искусства. Воспитательная цель программы:
профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка. Развивающая
цель программы: развитие ребенка, формирование средствами музыки и
ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств
личности; воспитание единого комплекса физических и духовных качеств:

4

гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм
и благородство.
I.3 Задачи обучения и воспитания
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному,
одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под
незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Основные задачи:
I. Развитие музыкальности:
воспитание интереса
и любви к музыке, потребности слушать
знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку,
узнавать, что это за произведения; обогащение слушательского опыта
разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями; развитие
умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая
как контрасты, передавать основные средства музыкальной выразительности:
темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику,
метроритм; развитие способности различать жанр произведения — плясовая
(вальс, полька, современный танец); песня (песня- марш, песня-танец и др.),
марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
Обучить танцевальному этикету и сформировать умение переносить
культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в
повседневной жизни.
II. Развитие двигательных качеств и умений:
Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка,
рук, ног и головы. Укреплять мышечный корсет средствами классического,
современного и бального танцев, воспитывать культуру движения.
Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить
потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Выработать эластичность мышц, укрепить суставно-связочный аппарат,
развить силу и ловкость. Воспитывать дисциплинированность, чувство долга,
коллективизма, организованности. Развитие способности передавать в
пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды
движений: Основные: ходьба — бодрая, спокойная, на полу пальцах, на
носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и
назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на
четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением; бег — легкий,
ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий,
острый, пружинящий бег; прыжковые движения — на одной, на двух ногах
на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные
виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и
др.; общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи,
пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и
ловкости движений, координации рук и ног; имитационные движения
различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям

5

образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения
тяжести или легкости, разной среды — « в воде», «в воздухе» и т. д.);
плясовые движения элементы народных плясок и детского танца, доступные
по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из
современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для
рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный
шаг, шаг с притопом и др.
III .Развитие творческих способностей:
развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их
комбинации; формирование умений исполнять знакомые движения в
игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации,
самостоятельно создавая пластический образ; развитие воображения,
фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения
характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать
оценку другим детям.
IV. Развитие и тренировка психических процессов:
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение
изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой
музыкального произведения — по фразам; развитие восприятия, внимания,
воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение
объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия
сочетаний упражнений и т. д.); развитие умения выражать различные эмоции
в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т. д.,
разнообразные по характеру настроения.
V. коммуникативных качеств личности:
Развитие
нравственновоспитание
умения
сочувствовать,
сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам; воспитание
потребности научить детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение
проводить совместные игры-занятия с детьми; воспитание чувства такта,
умения вести себя в группе во время занятий; воспитание культурных
привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять
все правила без подсказки взрослых.
Цели и задачи программы по возрастным группам Младшая
группа (от 3 до 4 лет).
Цели данной программы:
1. Формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с
характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двухи трёхчастной формой музыки.
2.Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка,
кружение по одному и в парах.
3.Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и
хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши.
4.Обучать детей выполнять простейшие перестроения (из круга
врассыпную и обратно), подскоки.

6

5. Совершенствовать навыки основных движений (ходьба:
«торжественная», «спокойная», «таинственная», «спокойная»; бег: лёгкий и
стремительный).
6. Воспитывать интерес, потребности движения под музыку;
7. Развивать слухового внимания, умения выполнять движения в
соответствии с характером и темпераментом музыки;
8. Обогащать слушательский и двигательный опыт;
9. Формировать умение осмысленно использовать выразительные
движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Задачи данной программы:
1.Освоить упражнения для развития техники танца:
I Урок классического танца: а) знакомство с позициями рук и ног
Позиции рук: подготовительная, I, II, III; Позиции ног: I, II, III, VI; б)
полуприседание (деми плие) в I и III позициях; в) вытягивание ноги на носок
(батман тандю).
II Урок народно-сценического танца: а) деми плие в I и VI
позициях; б) вытягивание ноги на носок с последовательным переходом
на каблук и на носок.
III Танцевальные элементы и композиции: а) элементы движений и
танцевальные этюды русских; б) хлопки в различных ритмических
рисунках; в) хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков); г)
характерные присядки (русские, татарские).
2.Выполнять самостоятельно (без показа, по словесной инструкции
педагога) упражнения: - ходить и бегать ритмично, ходить спокойным,
бодрым шагом и с высоким подъемом ног; - скакать с ноги на ногу; легко, свободно выполнять прямой галоп; - пружинящие движения; - в
прыжке поочередно выбрасывать ноги вперед; - делать шаг на всей стопе
с продвижением вперед и в кружении; - выставлять ногу поочередно на
носок и на пятку; - приставной шаг с приседанием; - полуприседание с
выставлением ноги на пятку; - поскоки; - подготовительные упражнения к
переменному шагу; - поклон – приветствие.
3.Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
4.Отмечать в движении сильную долю такта, менять движение в
соответствии с формой музыкального произведения.
5.Слышать и передавать в движении ярко- выраженные ритмические
акценты, различать малоконтрастные части музыки.
6.Самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и
окончанием музыки.
7.Менять движения со сменой частей музыкальных фраз.
8.Выразительно, ритмично выполнять движения с предметами
(ложки, ленты и др.), согласовывая их с характером музыки.
9.Знакомить с особенностями русских плясок.
10.Развивать танцевально-игровое творчество;

7

11.Развивать творческую активность детей (выполнение творческих
заданий).
12.Выработать у детей красивую осанку, подтянутость, внутреннюю
собранность.
13.Учить детей импровизировать под музыку соответствующего
характера, выразительно исполнять движения животных («Веселый
козлик», «Неуклюжий пингвин» и др.).
14.Стимулировать формирование танцевальных навыков и умений;
психических процессов: мышления, воображения; фантазии и
импровизации.
15. Содействовать проявлению активности и самостоятельности.
16.Воспитывать нравственно-волевые качества (настойчивость,
выдержку),
умение
действовать
в
коллективе,
дружеские
взаимоотношения в играх, умение подчинять свои интересы интересам
всего коллектива.
17. Способствовать созданию устойчивого интереса к предмету.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Цели данной программы:
1.Развивать чувство ритма.
2.Развивать умение передавать через движения характер музыки, ее
эмоционально-образное содержание.
3.Развивать умение свободно ориентироваться в пространстве,
выполнять простейшие перестроения.
4.Развивать умение самостоятельно переходить от умеренного к
быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с
музыкальными фразами.
5.Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных
движений: - поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; - приставной
шаг с приседанием, с продвижением вперед; - кружение; - приседание с
выставлением ноги вперед.
6.Продолжать развивать навыки инсценирования песен, изображения
образов сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц,
журавль, ворон и т.д.) в разных танцевально-игровых ситуациях.
7.Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами
других народов;
8.Развивать представления об опорной и работающей ноге.
9.Развивать представления о правильном положении корпуса, чтобы
правильная осанка вошла в привычку.
Задачи данной программы:
1.
Освоить упражнения для развития техники танца:
I Урок классического танца: а) знакомство с позициями рук и
ног: Позиции рук (0, I, II, III); Позиции ног (I, II, III, IV); б)
полуприседание (деми-плие) в I, II, III позиции; в) вытягивание ноги на
носок (батман тандю) с паузами на каждой точке с I позиции вперед - в

8

сторону, позднее – назад; г) подъем на полупальцы обеих ног (релеве) в
I, II, III позициях (лицом к станку); д) перегибание корпуса назад и в
сторону (лицом к станку); е) прыжки (соте) на двух ногах с паузами в I,
II, III позициях; ж) упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра).
II Урок народно-сценического танца:
а) деми плие и гран плие в I и IV позициях; б) вытягивание ноги
на носок с последовательным переходом на каблук и на носок; в)
маленькие шаги.
III Танцевальные элементы и композиции:
а) элементы движений и танцевальные этюды русских,
украинских, узбекских народных танцев; б) хлопки в различных
ритмических рисунках; в) хлопки по бедрам, по коленям (для
мальчиков); г) характерные присядки (русские, татарские – для
мальчиков); д) вертушки (для девочек).
2.Продолжать знакомить с особенностями национальных плясок
и бальных танцев.
3.Развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к
танцевальной
музыке,
формировать
музыкально-танцевальную
культуру на основе знакомства с классической и современной
танцевальной музыкой.
4.Формировать, развивать и совершенствовать танцевально игровое творчество.
5.Учить
придумывать
движения
к
пляскам,
танцам;
импровизировать.
6.Учить составлять композицию танца, проявляя оригинальность
и самостоятельность в творчестве.
7.Учить импровизировать движения разных персонажей под
музыку соответствующего характера.
8.Побуждать к инсценированию содержания хороводов.
9. Совершенствовать навык «Поклон – приветствие», «Поклон –
приглашение»;
10.Воспитывать интернациональные чувства.
11. Воспитывать нравственно-волевые качества.
12. Воспитывать патриотические чувства.
Старшая и подготовительная к школе группа (5-6, 6-7 лет)
Цели данной программы:
1.Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных
движений, умения выразительного и ритмично двигаться в соответствии с
разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоциональнообразное содержание.
2.Знакомить с особенностями национальных плясок и бальных
танцев. 3.Развивать танцевально-игровое творчество.

9

4.Формировать навыки художественного исполнения различных
образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок.
Задачи данной программы:
1.
Освоить упражнения для развития техники танца:
I Урок классического танца:
а) позиции ног: I, II, III, IV, V, VI; позиции рук: подготовительная, I,
II, III; б) полуприседание (деми плие) в I, II и III позициях; в) вытягивание
ноги на носок (батман тандю) с паузами на каждой точке с I позиции
вперед – в сторону, позднее – назад; г) выбрасывание ноги (батман жете) с
I позиции в сторону – вперед – в сторону – назад; д) подъем на
полупальцы обеих ног (релеве) в I, II, III, V позициях; е) перегибание
корпуса назад и в сторону; 7 ж) прыжки (соте) на двух ногах с паузами в I,
II, III позициях; з) упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра);
II Урок народно-сценического танца:
а) деми плие и гран плие в I и VI позициях; б) вытягивание ноги на
носок с последовательным переходом на каблук и на носок; в)
вытягивание с одновременным ударом пяткой опорной ноги (батман
тандю каблучный); г) вынесение ноги на каблук вперед и в сторону;
III Танцевальные элементы и композиции:
а) танцевальный шаг (шаг с носка); б) бег на полупальцах; в)
прыжки; г) па польки на месте сначала без прыжка, с продвижением
вперед, назад, полька по кругу в сочетании с галопом, подскоками и т.д.,
полька по одному, парами; д) элементы движений и танцевальные этюды
народных танцев; е) хлопки в различных ритмических рисунках; ж)
хлопки по бедрам, по коленям, присядки (для мальчиков); з) вертушки
(для девочек); и) дроби – на «3», на «4»;
2. Совершенствовать навык «Поклон – приветствие», «Поклон –
приглашение».
3.Сохранять правильное положение корпуса при танцевальном
движении. 4. Танцевать индивидуально и коллективно.
5. Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с
разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать
несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать
движение после музыкального вступления; реагировать на темповые и
динамические изменения в музыке; активно участвовать в выполнении
творческих заданий.
6. Выполнять танцевальные движения: - шаг с притопом; приставной шаг с приседанием; - пружинящий шаг; - боковой галоп; переменный шаг; - тройные притопы; 8 - присядки для мальчиков и т.п.
7. Выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с
предметами (шарами, обручем, мячами, цветами, лентами, ложками).
8. Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных
движений в играх и хороводах.

10

9. Знакомить с особенностями национального искусства
(хореография, костюм).
10.Учить, самостоятельно, придумывать движения, отражающие
содержание песни, вариации элементов плясовых движений;
выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно
искать способ передачи в движениях музыкальных образов.
11.Учить детей импровизировать под музыку соответствующего
характера движения людей (наездник, рыбак и т.п.), образы животных
(сердитый мишка и т.д.);
12.Стимулировать формирование музыкально - танцевальных
способностей, мышления, фантазии, воображения;
13.Содействовать проявлению активности и самостоятельности;
14. Выработать у детей красивую осанку, подтянутость,
внутреннюю собранность;
15.Воспитывать нравственно-волевые качества (настойчивость,
выдержку);
16.Воспитывать умение действовать в коллективе, умение
подчинять свои интересы интересам всего коллектива;
17.Воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и
уважение к матери, женщине - труженице;
18.Воспитывать интернациональные чувства, уважение к людям
разных национальностей.
19.Способствовать созданию устойчивого интереса к предмету, к
предстоящей учебной деятельности в школе.
I.4. Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен
на реализации дидактических принципов.
Принцип
сознательности
и
активности
предусматривает
сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении
танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним,
воспитание способности к самооценке своих действий и к
соответствующему их анализу. Принцип наглядности помогает создать
представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к
более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений. Принцип
доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей,
возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику
кружка.) Принцип систематичности предусматривает непрерывность
процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и
отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся,
определенную последовательность решения танцевально-творческих
заданий. Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого
ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и
понимание
физических,
эмоциональных
и
интеллектуальных
потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия

11

индивидуальности
каждого
ребенка,
его
самореализации
и
самоутверждения; Принцип демократизма основывается на признании
равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании
эмоционально-комфортного климата в социальной среде. Принцип
постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более
трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и
интенсивности нагрузок.) Принцип систематичности (непрерывность,
регулярность занятий.) Игровой принцип (занятие стоится на игре.) Игра
не только как средства разрядки и отдыха, а необходимость пронизать
занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.
Принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых
двигательных навыков.) Принцип многократного повторения изучаемых
движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний.
Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает
возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом
дальнейшего образовательного процесса. Элементы современных
технологий, используемые в программе. Игровые технологии.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на
фундаментальные потребности в самовыражении, самоопределении,
саморегуляции и самореализации. Игра активизирует деятельность
учащихся, способствует улучшению позиции ребёнка в коллективе и
созданию доверительных отношений между детьми. Через игру педагог
постепенно увлекает ребёнка в мир искусства и, тем самым, формирует
его мотивацию. Развивающие игры способствуют развитию внимания,
памяти, мышления, умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;
будят воображение и фантазию.
В игре ребёнок учится
самостоятельности, приобщается к нормам и ценностям общества.
Личностно-ориентированные технологии.
Одной из важных идей в этих технологиях является формирование
положительной «Я-концепции». Для этого необходимо: видеть в ребенке
уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё;
создавать личности «ситуацию успеха», атмосферу одобрения, поддержки
и доброжелательности; предоставлять возможность и помощь детям в
самореализации, в положительной деятельности. Таким образом, в
результате использования данных технологий создаётся атмосфера
обучения и воспитания, в которой ребёнок может познать себя,
самовыразиться и самореализоваться. Педагогика сотрудничества детей и
педагога
предлагает
совместную
развивающую
деятельность,
скреплённую взаимопониманием, проникновением в мир друг друга,
совместным анализом хода и результатов деятельности. Традиционное
обучение основано на субъект - объектных отношениях педагога и
ребенка. В концепции педагогики сотрудничества это положение
заменяется представлением о ребенке, как о субъекте творческой
деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать

12

вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз старшего с
менее опытным. При этом ни один из них не должен стоять над другим.
I.5 Особенности развития детей дошкольного возраста:
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
Дети 3- 4 лет находятся в переходном периоде — от раннего детства
к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные для предыдущего
возрастного периода, но уже происходит переход от ситуативной речи к
связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно- образному,
укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного
аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно
действовать. Умение выполнять несложные движения под музыку дает
ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных
играх, плясках. Дети младшего дошкольного возраста 3-4 лет чрезвычайно
непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку,
доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности
строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое
туловище), сказываются на двигательных возможностях. Движения
малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито
чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных
упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.
Занятия хореографией в этом, достаточно раннем возрасте способствуют
хорошему физическому развитию, прививают любовь ребенка к
осознанной двигательной активности, развивают внимание, собранность,
зрительное восприятие, коммуникабельность, дисциплинирует ребенка. В
общих танцевальных этюдах не «отсидишься в уголке», надо обязательно
взаимодействовать со своими товарищами – становиться в пару, в общий
круг. Хорошо, если ребенок повторит пройденный на занятии материал
(изученные движения, танец или игру) дома с родителями, это поможет
закрепить ему изученный материал, а так же будет способствовать
созданию особой атмосферы заинтересованности и участия в общем
процессе. 11 Еще лучше, если в семье часто звучит хорошая музыка,
прошедшая проверку веками, и родители поощряют желание ребенка
подвигаться, потанцевать под эту музыку. Это способствует
формированию у детей хорошего вкуса. Так же занятия хореографией в
этом возрасте способствуют: становлению правильной осанки и
дальнейшее формирование мышечного корсета, развивают координацию
движений, ориентирование в пространстве, исправляют физические
особенности ребенка. Занятия хореографией способствуют исправлению
полноты, рыхлости мышц, неуклюжести, развивают выносливость
организма, тренируют и сердечно - сосудистая и легочная система,
осуществляется профилактика астматического синдрома благодаря
возрастающей физической нагрузке в процессе занятий, которая
соответствует нагрузке в спортивной секции. У детей от 3 лет
формируется способность воспринимать и воспроизводить движения,

13

показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полу приседать,
совершать повороты кистей рук), умение начинать движения с началом
музыки и заканчивать с ее окончанием. При систематических занятиях с
раннего возраста осанка, фигура и физическое здоровье сохраняются на
всю жизнь! Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм,
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения.
Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и
ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут
сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной
манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском
мастерстве.
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4 -5
лет.
На 4 -5 году формируется навык ритмичного движения в
соответствии с характером музыки, дети учатся самостоятельно менять
движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные
движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах,
ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения,
подскоки. На 4 -5 году жизни дети чувствуют смену контрастных частей
музыки. Могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но
они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит
двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в
различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки,
исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные
движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики
прыгают и т.д.) На4 -5 году жизни ребенок физически крепнет, становится
более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него
хорошая
координация
движений
в ходьбе,
беге,
прыжках.
Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается
способность
анализировать,
обобщать,
делать
простейшие
умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы
творчества во всех видах детской деятельности. На 4 -5 году жизни у
детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать знакомые мелодии,
определять характер музыки и некоторые средства музыкальной
выразительности (динамика – громко, тихо; темп – быстрый, медленный).
Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с
началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более
разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной
ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии
с менее контрастным характером музыки.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 5-7
лет.

14

На 5–7 году жизни ребенок физически крепнет, становится более
подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая
координация движений в ходьбе, беге, прыжках. По мнению ученых, этот
возраст
обладает
особой
благодатной
восприимчивостью.
Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается
способность
анализировать,
обобщать,
делать
простейшие
умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы
творчества во всех видах деятельности, осмысленнее воспринимает
музыку. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное
мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь
обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и
действовать по представлению. От ребенка можно требовать
выразительности, эмоциональности при исполнении танца. Дети 5–7лет
способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт,
без показа выполнить некоторые музыкально–ритмические задания. Они с
большим увлечением соревнуются в нахождении новых сочетаний
знакомых плясовых движений, конечно, эти попытки детей в
придумывании своего танца еще не уверенные. Движения однообразны,
чувствуется их некоторая скованность. Дети иногда очень нерешительно
включаются в такие задания. Но к концу года многие могут достаточно
выразительно передать в танце характер, настроение, имеют большой
запас основных танцевальных движений, устойчивых музыкально–
ритмических навыков. На 5–7году жизни у ребенка совершенствуется
основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно
сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства
нервных процессов возбуждения и торможения – сила, уравновешенность
и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее
отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет
увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в
двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость,
выносливость. Но все– таки, свойства нервных процессов, особенно
подвижность, развиты недостаточно. К 5–7годам у ребенка развиваются
крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по–
прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои
мышечные усилия.
I.6 Планируемые результаты освоения программы.
На занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой,
переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они
относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но
известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных
с работой мелких мышц. В этом возрасте развиваются коллективистские
черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные
игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать
свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.

15

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо
подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества
усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами
педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз в
полугодие, открытые уроки, выступления, конкурсы, которые также
способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на
достижение положительного результата. В познавательной части занятия
обязательно отмечается инициативность и творческое 13 сочинение
танцевальных комбинаций учащихся, показанные ими в ходе занятия,
анализа своего выступления и поиска решения предложенных
проблемных ситуаций. Оценивая результат практической работы, а
именно выступления детей, опираются на такие критерии: качественное
исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид
исполнения, творческие находки и самостоятельность сочиненных
комбинаций.
Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности
обучения по данной образовательной программе проводится контроль:
Виды контроля:
фронтальный
взаимоконтроль
самоконтроль
индивидуальный
Формы контроля: собеседование с детьми и родителями - постоянно
анкетирование детей и родителей – 1раза в год
открытые занятия
участие в праздниках по группам
участие в массовых мероприятиях структуры
участие в концертной деятельности
участие в городском фестивале творческих коллективов
Прогнозируемые результаты
Программа предусматривает три этапа обучения:
1 квартал – начальный;
2 квартал – расширенный;
3 квартал – углубленный.
Начальный (1 квартал)
На этом этапе ребенок получает первоначальные знания о
хореографии, первоначальные знания и умения исполнять движения, у
него формируется творческий опыт работы с музыкой, закладывается
фундамент для самостоятельной творческой деятельности. Главным
результатом обучения являются: укрепление в каждом ребенке веры в
себя, свои возможности познавать и преобразовывать мир; развитие у
детей чувства красоты, радости от выступлений перед своими близкими,
друзьями и другими людьми.
Первый этап обучения:

16

Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной
выразительности;
Хореографическая азбука;
Подготовительные упражнения,
Элементы классического танца, Элементы народного танца,
Детские танцы.
Дети должны знать и уметь исполнять:
Характер музыки, темп, ритм.
Музыкальная выразительность.
Постановка корпуса и поклон.
Позиции рук и ног.
Элементы классического, народного танца.
Детские танцы.
Соблюдать правила техники безопасности.
Расширенный (2 квартал)
На этом этапе происходит развитие потребности в творческой
деятельности, закрепление и расширение знаний, полученных на первом
этапе, через сочинение и выполнение танцевальных комбинаций,
продолжается совершенствование умений и навыков в исполнении
движений.
Второй этап обучения:
Пластика тела;
Элементы классического и народного танца;
Историко-бытовые и бальные танцы; Творческая деятельность;
Элементы современного танца;
Дети должны знать и уметь исполнять:
Отдельные танцевальные движения и танцевальные композиции;
Выразительность движения в соответствии с характером музыки;
Изученные танцы;
Анализировать выступления;
Технику безопасности.
Углубленный (3 квартал)
Третий этап обучения способствует освоению большого объема
разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по
стилю и характеру; формирует у детей познавательные мотивы учения,
так как они видят конечный результат своей деятельности, который
вызывает желание совершенствовать умения.
Третий этап обучения:
Основы дыхания в хореографии;
Актерское мастерство;
Историко-бытовые;
Творческая деятельность;
Современный танец.
Дети должны знать и уметь исполнять:

17

Основы актерского мастерства;
Основы дыхания в хореографии;
Историко-бытовые и бальные танцы;
Современный танец;
Создавать образы по собственному замыслу;
Контролировать свои эмоции в процессе выступлений.
Главным результатом обучения являются: - укрепление в
каждом ребенке веры в себя, свои возможности познавать и
преобразовывать мир; - развитие у детей чувства красоты, радости от
выступлений перед своими близкими, друзьями и другими людьми.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данной образовательной программы дети
должны знать:
виды танцев (классический, народный, бальный);
танцевальную терминологию (поклон – книксен, реверанс, позиции
ног и рук классического танца и т.д.);
музыкальные жанры (песня, танец, марш).
назначения отдельных упражнений танцевально - ритмической
гимнастики. взаимосвязь движения, ритма и музыки;
название основных музыкально-ритмических движений и их
элементов; правила гигиены тела, тренировочной одежды;
правила сценического поведения.
Дети должны уметь:
владеть правилами поведения в музыкальном зале, умением
ориентироваться в нем, выполнять простейшие построения и
перестроения и комплексы упражнений под музыку; освоить
определенный запас общеразвивающих и танцевальных упражнений;
красиво, выразительно и ритмично двигаться в различных танцевальных
темпах, передавать хлопками и притопами простейший ритмический
рисунок и выражать характер танцевального персонажа под музыку
(веселый, грустный, лирический, героический и др.); импровизировать на
любую тему под различное музыкальное сопровождение; дети без
подсказки должны уметь выполнять все заученные ими движения и
танцевальные комбинации; понимать и различать музыкальные размеры и
ритмы; определять и использовать основные рисунки, направления в
движении; исполнять этюды, танцевальные композиции и танцы;
исполнять упражнения партерного экзерсиса; красиво и правильно
исполнять двигательные элементы; быстро и чётко реагировать на
замечания педагога; координировать движения.
Обучая дошкольников по данной программе, к концу года
добиваемся следующих результатов:
2 младшая группа 3-4 года
Коллективно-порядковые навыки и умения: знают назначение
музыкального зала и правила поведения в нем; ориентироваться в зале,

18

строиться в шеренгу; выполнять ритмические танцы и комплексы
упражнений первого года обучения под музыку; овладевают навыками
ритмической ходьбы; Музыкально-ритмические навыки и умения: хлопать
и топать в такт музыки; в музыкально-подвижной игре представить
различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).
Средняя группа – 4-5 лет
Коллективно-порядковые навыки и умения: строиться в колонну по
одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно, под
музыку; занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не
опускать голову, не сутулиться, без лишнего напряжения в коленях и
плечах); равняться в шеренге, в колонне; ходить свободным естественным
шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
выполнять навыки основных движений ходьбы «торжественная»,
«спокойная», «таинственная»; выполнять бег: легкий и стремительный;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и не сходя с его линий; ориентироваться в направлении движений
вперед, назад, направо, налево, в круг, их круга.
Музыкально-ритмические навыки и умения:
упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения
в музыке, отвечать на них движением; передавать в хлопках более
сложный ритмический рисунок, чем в начале года; передавать в
движениях смену частей музыкального произведения, чередования
музыкальных фраз; самостоятельно начинать движения после вступления;
менять движения со сменой частей, музыкальных фраз; выразительно,
ритмично передавать движения с предметами (ложки, палочки),
согласовывая их с характером музыки.
Навыки и умения выразительного движения:
творчески использовать знакомые движения в свободных плясках,
импровизациях, играх; бегать с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка; двигаться в
парах по кругу, сохраняя расстояние между парами; бегать на
полупальцах; внимательно слушать танцевальную мелодию, чувствовать
ее характер, выражать свои чувства словами, рисунками, движением;
узнавать плясовые движения по мелодии;
выполнять движения,
отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с
двухчастной
формой
музыкального
произведения;
выполнять
танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, движение
парами по кругу, кружение по одному и в парах, мальчики – присядки,
хлопушки; ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши,
выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки;
выполнять элементы классического и народно-сценического урока;
выполнять элементы польки, русской пляски; русский народный танец «У
завалинки»; «Полька»; хореографические композиции: «Птичий двор»,
«Зимняя сказка», «Буратино». выполнять движения с предметами (с

19

куклами, игрушками, ленточками, цветами); инсценировать хороводы;
приветствовать учителя и друг друга («Поклон – приветствие»).
Старшая, подготовительная к школе группа – 5-7 лет
Коллективно-порядковые навыки и умения: маршировать в
соответствии с метрической пульсацией; чередовать ходьбу с
приседанием, со сгибами коленей, на носках, широким или мелким шагом,
на пятках, держа ровно спину; рассчитаться на 1, 2, 3 для последующего
построения в 3 колонны, шеренги; соблюдать правильные дистанции в
колонне «по 3» и в концентрических кругах; перестроение из одного круга
в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем
отступления одной группы детей на шаг вперед, другой – на шаг назад;
перестроение из общего круга в кружочки по 2, 3. 4 человека и обратно в
общий круг; самостоятельно выполнять требуемые перемены направления
и темпа движения, руководствуясь музыкой; выполнение движений с
предметами более сложных, чем в предыдущих группах.
Музыкально-ритмические навыки и умения:
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной
форме с малоконтрастными построениями; передать хлопками
ритмический рисунок мелодии; повторять любой ритм, заданный
учителем; задавать самим ритм и проверять правильность его исполнения
хлопками и притопами; выполнять ритмико-гимнастические упражнения
общеразвивающего плана, упражнения на координацию движений,
упражнения на расслабление мышц; выполнять упражнения с детскими
инструментами; передавать в игровых движениях различные нюансы
музыки.
Навыки и умения выразительного движения:
легко, естественно и непринужденно выполнять элементы танца по
программе: шаг на носках, шаг польки, широкий и высокий бег, сильные
поскоки, боковой галоп; передавать в игровых, плясовых движениях
различные нюансы музыки – напевность, грациозность, энергичность,
нежность, игривость и т.д.; выразительно действовать с воображаемыми
предметами; придумывать варианты к играм и пляскам; самостоятельно
искать способы передачи в движении музыкального образа; выражать
свои впечатления от танцевальной музыки в движениях или рисунках;
сохранять правильное положение корпуса, рук, ног при исполнении
танцевальных движений, правильно распределяя дыхание; исполнять
танцевальные движения индивидуально и коллективно, с сопровождением
и без него; выразительно и ритмично двигаться в соответствии с
разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать
несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать
движение после музыкального вступления; активно участвовать в
выполнении творческих заданий; выполнять танцевальные движения: шаг
с притопом; приставной шаг с приседанием; пружинящий шаг; боковой
галоп; переменный шаг; национальные присядки; простейшие дроби;

20

вертушки и кружения; выразительно и ритмично исполнять танцы
согласно репертуарного плана; выразительно и ритмично исполнять
движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами, ложками,
веерами и др.); выполнять упражнения народно-сценического и
классического экзерсиса; выполнять «Поклон – приветствие», «Поклон –
приглашение»; выполнять элементы классического и народносценического урока; выполнять элементы русской и татарской пляски,
русские народные танцы «Коробейники», «А я по лугу гуляла»;
исполнять: «Фигурный вальс», «Самба», «Полонез», «Рок-н-ролл»,
«Танго»; исполнять хореографические композиции: «Не боимся мы
дождя», «Пришла Зима», «Красная ромашка».
Главный ожидаемый результат у детей от 3-4 лет, 4-5 лет и 6-7 лет:
овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание
продолжать занятия хореографией после освоения программы.
2. Содержательный раздел
2.1.Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста (37 лет) в течение 1года. Программа базируется на научных данных
возрастной психологии и физиологии воспитанников.
Учебный материал рассчитан по кварталам обучения.
Продолжительность занятия – 20 минут.
Количество занятий в неделю – 2 раза.
Учебная нагрузка в год 72 часа
Основные методы обучения
Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление
деятельности, то методы призваны обеспечивать достижение
поставленных целей и решение намеченных задач. Методы обучения – это
способы совместной деятельности педагога и воспитанников, при помощи
которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкальноритмический материал, прививаются навыки, формируется и развивается
эстетический вкус и музыкально- двигательные способности. Метод
использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью
решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных
произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты,
описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет
разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
рассказ,
беседа,
обсуждение,
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при
котором педагог демонстрирует танцевальную композицию или элементы
и анализирует их. Метод устного изложения учебного материала – с его

21

помощью педагог сообщает детям знания об истории и современном
состоянии хореографии. Ритмики. Рассказывает об отдельных танцах и
танцевальной музыке. Показывая и разъясняя, те или иные танцевальные
композиции педагог помогает ребенку понять характер ритмической,
танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.
Методы танцевально-практических действий.
Методы познавательной деятельности детей:
иллюстративно-объяснительный метод
репродуктивный метод.
Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому,
глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения,
повышения интереса к изучаемым упражнениям.
К этим методам можно отнести:
показ
упражнений,
демонстрацию
плакатов,
рисунков,
видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая
помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со
звучанием музыкальных отрывков.
Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти,
формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться
ритмично.
При репродуктивном методе дети сами воспроизводят известный им
по прошлому опыту материал. Этот метод позволяет педагогу в процессе
обучения осуществить контроль затем, как дети усваивают знания,
овладевают танцевальными умениями и навыками.
Методы воспитания
Методы воспитания - это воздействие педагога на дошкольника с
целью формирования у них взглядов и убеждений, а также умений и
навыков, как в общении, так и в деятельности. Один из методов
воспитания:
Метод внушения, то есть способ воздействия, при котором педагог
стремится передать ребенку своё отношение к определённому материалу –
танцевальной лексике, музыке, характеру исполнения движения, чувству
ритма и т. п., а также своё (или других) мнение, настроение, оценку.
Метод убеждения – это способ воздействия, с помощью которого
педагог обоснованно доказывает ребенку определённые положения,
эстетические представления и оценки.
Метод убеждения адресуется к разуму дошкольника.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В
эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их
основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых
разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое

22

упражнение можно приостановить для уточнения двигательного
движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может
также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально —
ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества
учащихся между собой и повышении ответственности каждого за
достижение определённого результата. Такие условия повышают
эмоциональность обучения.
Рассмотренные методы наглядного обучения и устного изложения
материала сочетаются с методом ритмично-практических действий.
Педагогические игры – метод с использованием игровых приёмов и
ситуаций. Коллективно-творческое дело – метод применяется на такой
стадии развития детского коллектива, когда воспитанники овладели
определёнными навыками самостоятельной, практической и творческой
деятельности.
Методические
приемы
варьируются
в
зависимости
от
используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение,
хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа
разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая
деятельность детей была исполнительской и творческой.
Музыкально-хореографические
занятия
в
организации
образовательного процесса
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальнохореографические
занятия,
в
ходе
которых
осуществляется
систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и
формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого
ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
музыкально- ритмические упражнения и игры, слушание музыки,
тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения,
творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретической
дисциплиной: беседы о хореографическом искусстве, о дыхании в
хореографии, об актёрском мастерстве и о танцевальных жанрах.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного
содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени
развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся
беседы — диалоги, обсуждения, рассказы, беседы, объяснения которые
помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях
дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории
развития и традициях.
Работа по данной программе формирует у дошкольников навыки
танцевальной техники, превышающие базовую образовательную

23

программу, а также нравственно-волевые качества личности:
настойчивость
в
достижении
результата,
выдержку,
умение
контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа
обеспечивает укрепление физического, психического и психологического
здоровья детей.
Программа разработана с учётом принципов: систематичности,
психологической комфортности, учёта возрастных особенностей,
деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие
личности ребёнка.
Этапы работы.
I этап – подготовительный (1квартал: сентябрь – октябрь - ноябрь)
II этап – основной (2 квартал: декабрь – январь - февраль)
III этап – этап совершенствования (3 квартал: март – апрель - май)
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих
заданий:
1. Коллективно-порядковые навыки и умения: строиться в колонну
по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно,
под музыку; приветствовать педагога; занимать правильное исходное
положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться, без лишнего
напряжения в коленях и плечах); равняться в шеренге, в колонне; ходить
свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях, не мешая друг другу; выполнять навыки основных
движений ходьбы «торжественная», «спокойная», «таинственная»;
выполнять бег: легкий и стремительный; ходить и бегать по кругу с
сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его
линий; ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо,
налево, в круг, их круга.
2. Музыкально-ритмические навыки и умения: упражнять в умении
самостоятельно различать темповые изменения в музыке, отвечать на них
движением; передавать в хлопках более сложный ритмический рисунок,
чем в начале года; передавать в движениях смену частей музыкального
произведения, чередования музыкальных фраз; самостоятельно начинать
движения после вступления; менять движения со сменой частей,
музыкальных фраз; выразительно, ритмично передавать движения с
предметами (ложки, палочки), согласовывая их с характером музыки.
3. Навыки и умения выразительного движения: творчески
использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях,
играх; бегать с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой
ноги вперед и оттягиванием носка; двигаться в парах по кругу, сохраняя
расстояние между парами; бегать на полупальцах; внимательно слушать
танцевальную мелодию, чувствовать ее характер, выражать свои чувства
словами, рисунками, движением; узнавать плясовые движения по
мелодии; выполнять движения, отвечающие характеру музыки,
самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой

24

музыкального произведения; выполнять танцевальные движения: прямой
галоп, пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по
одному и в парах, мальчики – присядки (русские), хлопушки; ставить ногу
на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки
движения из круга врассыпную и обратно, подскоки; выполнять элементы
классического и народно-сценического урока; выполнять элементы
польки,
русской
пляски;
русский
народный
танец
«У
завалинки»;«Полька»; хореографические композиции: «Птичий двор»,
«Зимняя сказка», «Буратино». выполнять движения с предметами (с
куклами, игрушками, ленточками, шляпами, цветами); инсценировать
хороводы; приветствовать педагога и друг друга («Поклон –
приветствие»).
Структура занятия состоит из трех частей:
1 часть включает задания на умеренную моторную двигательную
активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для
подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности - 1/3
часть общего времени занятия.
2 часть включает задания с большой двигательной активностью,
разучивание новых движений. По длительности - 2/3 общего времени
занятия. 3часть включает музыкальные игры, творческие задания,
комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания.
По длительности - 2-3 минуты.
Формы обучения, используемые в образовательной деятельности.
По составу участников:
фронтальные;
групповые;
индивидуальные.
По способу организации учебно-воспитательной деятельности:
учебное занятие;
репетиционная деятельность; концертная деятельность; работа с
родителями; досуговые.

25

2.2. Список литературы:
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999. –272с.
Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И.. Ладушки. Топ-топ
каблучок. Танцы в детском саду. - С.-Петербург.: «Композитор», 2000. –
83с. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. – Минск, 1971.
Ритмика и танец. Программа. – М., 1980. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. –
М.: Просвещение, 1972. Тютюнникова Т. Движение и музыка!/
Дошкольное воспитание. – 1997. - №8. Шушкина З. Ритмика. – М.:
Музыка, 1976 Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА - ФИ ДАНСЕ».
Танцевально - игровая гимнастика для детей. - СПб.: «Детство - пресс».,
2001 г. Бекина С. и др. «Музыка и движение», М., Просвещение, 1984 г.
«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения». Письмо МО
РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16 Основная программа Программа «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой,
М.А.Васильевой. 2014г. «Эстетическое воспитание в детском саду» под
ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1989. Г.А. Колодницкий - Музыкальные игры,
ритмические упражнения и танцы для детей. «Музыкально-двигательные
упражнения в детском саду» книга для воспитателя и музыкального
руководителя детского сада Раевская Е.П. 3 издание, дораб. – М.:
«Просвещение», 1991г. «Танцевальная ритмика для детей № 1» Суворова
Т.И. Учебное пособие – СПб.: «Музыкальная палитра», 2003г. Пуртова Т.
В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: учите детей танцевать. // Владос, 2004.
Конорова Е. В.: Методическое пособие по ритмике. // М. «Музыка», 1972.
Муз.-но - ритмические движения для детей дошкольного возраста - Т.Ф.
Коренева


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».