1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественноэстетической направленности «Волшебная клякса» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 Г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Положения о дополнительной общеразвивающей программе МДОУ д/с №7. Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования. Задачи: -Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. -Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. -Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка. -Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. Актуальность программы Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Новизна и педагогическая целесообразность программы Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, 2 нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник. Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная клякса» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Принципы построения программы Принцип творчества, программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей. Принцип научности детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др. Принцип доступности предполагает построение занятий в кружке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Принцип динамичности предусматривает построение занятий в кружке от самого простого до сложного. Принцип результативности предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. Особенности набора детей Программа предназначена для детей в возрасте 5 – 6 лет. Набор детей в кружок может быть осуществлен с более раннего возраста, если ребенок владеет навыками и умениями в создании рисунка, простых сюжетных композиций и изобразительными техниками в традиционных техниках исполнения. 3 При проведении занятий используется групповая форма работы 10- 12 человек. Количество обучающихся в группе зависит от выбора данной Программы родителями (законными представителями) в рамках предоставления дополнительных услуг дошкольным учреждением. Набор детей производится по запросу родителей (законных представителей) и по желанию детей. Сроки реализации программы Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 5-6 лет. Срок реализации программы – один учебный год. Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, длительностью не более 20 мин. Оптимальная наполняемость группы – 10 человек, допустимая – 12 человек. Форма занятий - групповая. Планируемые результаты Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники. 2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом. 3. Овладение простейшими операциями. 4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. 5. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе. 1. Механизм оценивания образовательных результатов Педагогическая диагностика - первичная, итоговая диагностика. Первичная диагностика происходит на первых занятиях с целью выявления уровня развития дошкольников, их умений. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме конкурса, фестиваля или викторины в игровой форме. В каникулярное время допускается работа с детьми по реализации проектов, участие воспитанников кружка в выставках, конкурсах, досуговых мероприятиях. Формы подведения итогов Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей. Участие в выставках и конкурсах. Организация разнообразных форм детской деятельности: открытые показы НОД, консультации и мастер-классы для педагогов. Совместные мероприятия с родителями. Организационно-педагогические условия реализации программы Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, Программы и регламентируется расписанием НОД. Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией образовательной 4 программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Социально – психологические условия реализации Программы обеспечивают: - учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; -формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; -дифференциация и индивидуализация обучения; - выявление и поддержка одаренных детей; - формирование коммуникативных навыков . При проведение НОД учитывается: -уровень знаний, умений и навыков воспитанников; -самостоятельность ребенка; -его актуальность; -его индивидуальные особенности; -особенности памяти, мышления и познавательные интересы. Методы и приемы 1. Наглядные (наблюдение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. Нетрадиционные техники рисования: Тычок (жесткая кисть, ватная палочка) Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть (ватная палочка), гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть (ватную палочку) и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть (ватная палочка) в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. 5 Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Оттиск печатками (поролон, пробки, картофель) Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона, пробки или картофель . Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки, другие печатки. Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черенки у листьев можно дорисовать кистью. Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. 2. Учебно-тематический план № Тема Объем программы (мин, час) всего 1 Диагностика 20 теорети- практические ческие 7 13 2 «Дождик кап-кап-кап» 20 7 13 3 «Кисть рябинки» 20 7 13 4 «Гусеница» 20 7 13 6 5 «Салют» 20 7 13 6 «Воздушные шары» 20 7 13 7 «Жираф» 20 7 13 8 «Осенние листья» 20 7 13 9 «Красивые цветы» 20 7 13 10 «Мои рукавички» 20 7 13 11 «Рыбки в аквариуме» 20 7 13 12 «Ёжик» 20 7 13 13 «Маленькая елочка» 20 7 13 14 «Деревья в снегу» 20 7 13 15 «Солнышко» 20 7 13 16 «Моя любимая чашка» 20 7 13 17 «Плюшевый медвежонок» 20 7 13 18 «Осьминог» 20 7 13 19 «Снеговик» 20 7 13 20 «Лебеди» 20 7 13 21 «Снежная баба» 20 7 13 22 «Котёнок» 20 7 13 23 «Снегири и синички на веточке» 20 7 13 24 «Компот из яблок и ягод» 20 7 13 25 «Белый медведь» 20 7 13 26 «Цыплёнок» 20 7 13 27 «Ваза с цветами» 20 7 13 28 «Веточка мимозы» 20 7 13 29 «Разноцветные яички» 20 7 13 30 «Цветочная поляна» 20 7 13 31 «Жёлтый одуванчик» 20 7 13 32 «Божья коровка» 20 7 13 33 «Щенок» 20 7 13 34 «Сказочные птицы» 20 7 13 35 «Волшебная сирень» 20 7 13 36 «Букет ромашек» 20 7 13 7 Итого 36 занятий 720 мин 1. 252 мин 468 мин Содержание учебного курса Сентябрь № занят ия Тема 1 Диагностика 2 «Дождик капкап-кап» (рисование пальчиками) 3 «Кисть рябинки» (рисование ватными палочками) 4 «Гусеница» (печатанье Задачи Выявить уровень художественного развития детей. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения Продолжить знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку, как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Познакомить детей со способом рисования ватными палочками (тычок). Использование приёма рисования примакивание ворса кисти. Формировать и расширять представление о дереве рябина, её роли в природе. Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей. Воспитывать познавательный интерес, любознательность. Познакомить детей со способом печатания пробкой. Методы и приемы Обследование детей проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода 1. Наглядные (наблюден ие, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и расска зы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризны й момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. 8 пробкой) 5 6 7 8 9 Учить детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки. Октябрь «Салют» Познакомить детей со (тычок способом рисования тычком жёсткой жесткой кистью, кистью) совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, продолжать осваивает цветовую палитру. «Воздушные Помочь детям освоить новый шары» способ изображения – (печатание по рисование поролоновой ролоном) губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект Развивать инициативу, чувство ритма, мелкую моторику, внимание, зрительнодвигательную координацию. «Жираф» Продолжать знакомить детей с (ладошка, техникой печатания ладошкой. рисование Закреплять умения дополнять пальчиками) изображение с помощью кисточки. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе. «Осенние Учить детей делать отпечатки листья» листьями. Учить смешивать (отпечатки красную и жёлтую гуашь для листьев) получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья. Ноябрь «Красивые Продолжать учить рисовать 1. Наглядные (наблюде ние, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (рассказ воспитателя и расск азы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрпризн ый момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. 1. 9 цветы» (тычок жёсткой кистью) 10 11 12 13 методом тычка. Расширять Наглядные (наблюде знания о цветах, обогащать ние, рассматривание словарь детей, закреплять готовых работ на умение подбирать цвета. занятиях кружка, Закреплять умения дополнять показ образца, показ изображение с помощью способа выполнения кисточки. той или иной техники (или другого «Мои Познакомить детей с действия). рукавички» техникой печатания 2. (печатание картофелем. Упражнять в Словесные (рассказ картофелем, комбинировании различных, воспитателя и расск пробкой, уже знакомых азы детей, беседы, рисование техник. Закрепить умение объяснения, пальчиками) украшать предмет, нанося пояснения, рисунок по возможности художественное равномерно на всю слово, поощрение). поверхность. Развивать инициативу, цветовосприятие, 3. Игровые (сюрпризн зрительно-двигательную ый момент, приход координацию. Воспитывать сказочного уверенность в себе. «Рыбки в Продолжать знакомить детей с персонажа). аквариуме» техникой печатания ладошкой. 4. Практические. (ладошка) Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе. «Ёжик» Познакомить детей с техникой (оттиск печатания смятой бумагой. смятой Помочь детям передать в бумаги) рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск смятой бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. Декабрь «Маленькая Учить детей рисовать способом 1. елочка» тычка елочку, расширять знания Наглядные (наблю (тычок детей о праздниках. Закреплять дение, 10 14 15 16 17 жёсткой кистью, рисование пальчиками) «Деревья в снегу» (ватные палочки, рисование пальчиками) умения дополнять изображение с рассматривание помощью различных, уже готовых работ на знакомых техник. занятиях кружка, показ образца, показ способа Продолжать учить детей выполнения той рисовать ватными палочками, или иной техники кистью. Упражнять в комбинировании различных, уже (или другого действия). знакомых техник.Развивать воображение, самостоятельность, 2. Словесные (расска усидчивость з «Солнышко Продолжать знакомить детей с воспитателя и рас » техникой печатания ладошкой. сказы детей, (рисование Закреплять умения дополнять беседы, ладошкой) изображение с помощью объяснения, кисточки. Упражнять в комбинировании различных, уже пояснения, художественное знакомых техник. слово, поощрение). «Моя Закрепить умение украшать 3. любимая простые по форме предметы, чашка» нанося рисунок по возможности Игровые (сюрприз (печатание равномерно на всю поверхность ный момент, приход сказочного картофелем, бумаги. Упражнять в технике персонажа). пробкой, печатанья. 4. Практические. рисование Развивать чувство ритма и пальчиками) композиции, мелкую моторику, внимание, память, речь. Воспитывать усидчивость, уверенность в себе, аккуратность. Январь «Плюшевый Продолжать учить 1. медвежонок детей рисовать гуашью Наглядные (наблю » поролоновой губкой. Доводить дение, (печатание изображение до нужного рассматривание поролоном) образца с помощью кисточки. готовых работ на Развивать инициативу, чувство занятиях кружка, ритма, мелкую моторику, показ образца, внимание, зрительнопоказ способа двигательную координацию. выполнения той Воспитывать аккуратность, или иной техники интерес к изобразительной (или другого деятельности, отображению действия). ярких впечатлений в рисунке. 2. 11 18 19 20 21 22 23 «Осьминог» Продолжать знакомить детей с (ладошка) техникой печатания ладошкой. Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию. «Снеговик» Продолжать знакомить детей с (печатание нетрадиционной изобразительн картофелем) ой техникой - отпечаток картофелем. Учить детей аккуратно макать картофель в гуашь и делать отпечаток. Развивать эстетический вкус. Воспитывать аккуратность. «Лебеди» Продолжать учить детей делать (отпечатки отпечатки листьями. Закреплять листьев) умения дополнять изображение с помощью кисточки. Развивать воображение, самостоятельность, усидчивость. Февраль «Снежная Продолжать знакомить детей с баба» техникой печатания смятой (оттиск бумагой. Помочь детям передать смятой в рисунке особенности бумаги) изображаемого предмета, используя оттиск смятой бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. «Котёнок» Продолжать учить детей (тычок передавать особенности жёсткой изображаемого предмета, кистью) используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти. «Снегири на Продолжать знакомить детей с ветке техникой печатания ладошкой. рябины» Закреплять умения дополнять (рисование изображение с помощью ватных Словесные (расска з воспитателя и рас сказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрприз ный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. 1. Наглядные (наблю дение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (расска з воспитателя и рас сказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное 12 ладошкой) 24 25 26 27 28 палочек, кисточки, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату. «Компот из Продолжать знакомить детей с яблок и техникой печатания пробкой. ягод» Упражнять в комбинировании (печатание различных, уже знакомых картофелем. техник. Учить рисовать яблоки и пробкой, ягоды в банке. Развивать чувство рисование композиции. Воспитывать у пальчиками) ребенка художественный вкус. Март «Белый Продолжать учить детей методу медведь» рисования поролоновой (печатание губкой. Учить доводить поролоном, рисунок до нужного образца с рисование помощью ватных палочек и ватными кисточки. палочками) «Цыплёнок» Продолжать учить детей (тычок рисовать способом тычка, жёсткой закреплять умение правильно кистью) держать кисточку. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки. «Ваза с Продолжать учить детей цветами» рисовать (ладошка) ладошкой прикладывая их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. «Веточка Продолжать учить детей мимозы» рисовать кисточкой веточку (ватные мимозы. Продолжать учить палочки) рисовать цветы ватными пальчиками. Воспитывать любовь к близким. слово, поощрение). 3. Игровые (сюрприз ный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. 1. Наглядные (наблю дение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (расска з воспитателя и рас сказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрприз ный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. 13 29 «Разноцветные яички» (оттиск поролоном, ватная палочка) 30 «Цветочная поляна» (оттиск смятой бумаги) 31 «Жёлтый одуванчик» (тычок кистью) 32 «Божья коровка» (печатание картофелем, рисование ватными палочками) Апрель Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить делать оттиск поролоном по контуру. Ватной палочкой с гуашью украшать изделие. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом рисования оттиск смятой бумагой. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Продолжать учить детей рисовать способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки. Закрепить навыки рисования детей с техникой печатания картофелем. Упражнять в комбинировании различных, уже знакомых техник. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Развивать воображение, самостоятельность, усидчивость. 1. Наглядные (наблю дение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (расска з воспитателя и рас сказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрприз ный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. 14 33 «Щенок» (тычок жёсткой кистью) 34 «Сказочные птицы» (рисование ладошкой) 35 «Волшебная сирень» (оттиск смятой бумаги) 36 «Букет ромашек» (ватная палочка) Май Закрепить навыки рисования методом тычка. Расширять знания о животных, обогащать словарь детей, закреплять умение подбирать цвета, развивать мелкую моторику. Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить навыки рисования ладошкой, развивать мелкую моторику рук. Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить навыки рисования смятой бумагой развивать мелкую моторику рук. Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить навыки рисования ватной палочкой развивать мелкую моторику рук. 1. Наглядные (наблю дение, рассматривание готовых работ на занятиях кружка, показ образца, показ способа выполнения той или иной техники (или другого действия). 2. Словесные (расска з воспитателя и рас сказы детей, беседы, объяснения, пояснения, художественное слово, поощрение). 3. Игровые (сюрприз ный момент, приход сказочного персонажа). 4. Практические. Методическое обеспечение Альбомы; гуашь; кисти мягкие и щетинные; простые и цветные карандаши; ватные палочки; печатки из бросового материала; матерчатые салфетки; стаканчики для воды; подставки под кисти. Материально-техническое обеспечение Учебное оборудование № Наименование количество, шт. 1 2 3 Интерактивная доска Ноутбук Мальберт 1 1 1 15 Список использованной литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. А.А. Фатеева. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М., ТЦ Сфера, 2009. Обобщение педагогического опыта по теме: «Нетрадиционное рисование для детей младшего дошкольного возраста» воспитателя МАДОУ «ЦРР-детский сад №14» О.С. Ивлевой Обобщение педагогического опыта по теме: «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования» старшего воспитателя МБДОУ №5 г. Енисейска Т.С. Акуненок. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2. - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011. 16 Приложение 1. Диагностика 1.1. Методы и приёмы диагностики Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники. Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы. При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе. Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование. Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования. Цель проведения диагностики: Выявить уровень художественного развития детей. 2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения. 1. Характер диагностики: естественный педагогический. 1.2. Методика проведения: 1. 2. 3. 4. № п/п Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла. По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Имя ребенка Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник Начало года Конец года 17 1 Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений. Система показателей: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Ребенок выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний. Активно использует цвета в рисунке. Владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования. Знает нетрадиционные техники изображения, применяет их в работе. Быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках. Обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках. Проявляет самостоятельность. Правильно пользуется материалами и инструментами. Может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками. Оценка уровня развития умений и навыков: 0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер. 1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление. 2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной.