ПРИНЯТО На педагогическом совете МДОУ - детский сад № 7 Протокол № от « 20 /Л г. СОГЛАСОВАНО Советом родителей Протокол № / от « /У » 20 /Л г. УТВЕРЖДЕНО Заведующим М Д О У -д кого сада № 7 Т.В. Губанова ПриМз № OT « ^ # 5 > ПОЛОЖЕНИЕ Опорядке разработки и структуре Программы развития Муниципального дошкольного образовательногоучреждения детский сад № 7 г. Котово Волгоградской области 2 0 ^ Положение о Программе развития (далее - Положение) Муниципального .Ш кольного образовательного учреждения - детский сад X® 7 г. Котово Волгоградской •м асти (датее - ДОУ) разработано и утверждено в соответствии с нормами Федерального 1Шееа от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Трудового —д гк а Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Устава ДОУ. I О к н е положения -I .Положение разработано с учетом приоритетов образовательной политики, ■шл: еиных в документах федерального уровня: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" •в. 7 ч. 3 ст. 28); - Г^кударственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 20132 годы. утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р; - Г ж ш о Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе "Об •о р юованни в Российской Федерации"» (вместе с Рекомендациями субъектам Российской ^ т е р а п и и по подготовке к реализации Федерального закона "Об образовании в Р ^ с а ш с к: й Федерации"; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об т е гж зе н и и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного •юриэования > (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) (далее ©•ДОС ДО). ' 2. Положение определяет структуру и содержание Программы развития (далее Пхсрамма». регламентирует порядок ее разработки, согласования и утверждения, а так же вс реализации участниками образовательных отношений. 1 2 Программа развития ДОУ — документ, который служит нормативной базой для ■ерехода детского сада к новому виду, и является обязательным. Он отражает суть кзавм: действия всех членов педагогического коллектива, позволяя руководителю « ж к л и ъ степень достижения запланированных результатов, а также содержит ■■формацию о: актуальном состоянии учреждения; новой концепции ДОУ; алгоритме ■ й с ш й и распределении обязанностей, необходимом для перехода к новому виду з г сяого сада. - Глюграмма развития ДОУ на 2019-2023 годы в соответствии с ФГОС ДО — это стрггегический документ перспективного планирования работы дошкольного ■'Чриеения. который учитывает приоритеты развития детского сада, реализуя ■хср-ммво-целевое управление учебно-воспитательной сферой. Документ должен шрижзхь государственную политику сферы образования: соответствовать нормативным ж вуж н там и специфике деятельности детского сада; отражать желаемый статус ‘JHMDGHoro образовательного учреждения в перспективе на 5 лет; отвечать запросам ж д и - елей воспитанников и образовательным потребностям детей; учитывать кадровые, ■огх^чеекяе и материальные ресурсы, демографические условия, контингент ■ кж танников. архитектурные особенности здания и его расположения; следовать курсу ■ м ж ш в образовательных продуктах, средствах и технологиях обучения. ЦрогрЕммл представляет собой комплекс мероприятий для достижения стратегической ■еж. стоящей перед ДОУ за счет средств бюджета, внебюджетных средств. ~ Программа носит среднесрочный характер (продолжительность от 3 до 5 лет) и ее жасп ; рассчитано на 2019 - 2023 гг. - Программа разрабатывается и утверждается в ДОУ в соответствии с настоящим И иш ва 111» ч Программа является направлением внутрисадовского контроля в соответствии с ■ ш ы м г : дном работы ДОУ. LS. Гкчэожение о Программе разрабатывается администрацией ДОУ и принимается готическим советом в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2-3 ст. 30 гльиого закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ^ •э о е ы м законодательством и др. 1 3 . В Положение в установленное порядке могут вноситься изменения и (или) JB K L H lC H iU . I (k ib . задачи и функции Программы. Программный документ характеризуется актуальностью изложенной информации а ее ориентированностью на решение ключевых проблем заданного детского сада; рииселльностью — точно определяя цели и задачи, необходимые для достижения дльной эффективности развития; прогнозируемостью — суть документа должна сть способность адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, ?нно диагностировать нарушения работы и сбои; контролируемостью — >точные и итоговые цели должны быть четко регламентированы и рттурированы. упрощая соотнесение достигнутых и желаемых результатов; ■ к к тн о стью структуры и содержания, направленных на достижение поставленной цели. К о р а х тка строится по логике управленческих функций: проблемы состояния детского сада фиксируются, находится идеальная модель п>тем новых идей и направлений развития, строится программа перехода на новый Аналитическая работа направлена на поиск методических и методологических л лоз к разработке программы развития, обобщению и систематизации внутреннего га. согласованием документа с управленческими органами, грованне — определяется алгоритм перехода на идеальную модель будущего ДОУ, a i r т т чаются необходимые ресурсы, учитываются показатели мониторинга перехода. ■В^пшгзация — формируются условия, необходимые для эффективной работы всех аиктересованных лиц. налаживается взаимодействие с другими учреждениями. шж>льз>ется научно-консультативная поддержка перехода, к продуктивной творческой j e r e -тьности привлекают педагогов, специалистов социальных институтов, родителей. Еактроль — проводится текущий и итоговый контроль, регуляция процесса и внесение гассзоеменных корректив, организуется рефлексивная деятельность. О&эг.щение результатов — верификация результатов, рецензирование работы, •о*', с мление методических рекомендаций педагогам. С ккгхзтельны й алгоритм. Пркхгечма развития создается за шесть блоков работы: Аналитический блок: подготовка юо«: счашюнной справки о состоянии ДОУ с целью проведения всестороннего анализа | деятельности. С т у п у р а и примерное содержание справки: а) общие сведения об учреждении •■огнзтнвно-правовая база, учредители; характеристика постройки, количество группектов: б) анализ социальной ситуации развития (сведения о микрорайоне, (■структуре, внешних связях); в) сведения о коллективе воспитанников (количество, >зрастные характеристики, наполняемость групп); г) сведения о коллективе 'огов (стаж, квалификация, половозрастные характеристики, особые заслуги); д) базовых пространств ДОУ и результатов деятельности за отчетный период, сделение перспектив и проблем развития; е) дополнительные сведения (заслуги, фвлидии коллектива). Шлевой блок: формирование совокупности идей и приоритетов развития, определение ■свей и задач развития. Как правило, целевые ориентиры развития избираются на основе «ксзелени я миссии ДОУ (его философии), а также базовых ценностей на основе анализа свивального заказа и конкретизации запросов родителей на образовательные услуги ДОУ. жкржательный блок: связан с разработкой направлений и содержания инновационной .жвтельности. Реализация поставленной цели и решение выделенных в предыдущем вжже задач связывается с конкретным содержанием деятельности (что осваивается, какие юг^сходят изменения за счет введения новшеств и т.д.). Технологический блок: 3 определяется объем работы, конкретизируются методы, формы, средства деятельности в рамках управляющей и исполняющей программ, подробно обозначаются исполнители, время, место деятельности и технологии их работы. Результативный блок фиксирует ожидаемый результат на уровне измеряемых показателей целедостижения. Определяются критерии эффективности деятельности по переводу ДОУ в режим развития, описываются качественные показатели нового состояния. Экспертный блок: в заключение предложенный проект проходит экспертизу со стороны экспертов — как правило, внешних специалистов, компетентных в разрабатываемой проблеме. Результаты анализа могут оформляться в виде рецензии на программу или аналитической записки, содержащей заключение о целесообразности, актуальности и новизне, а также реальности предлагаемого к реализации проекта. Структура программы развития ДОУ. Каждое дошкольное образовательное учреждения самостоятельно определяет структуру документа программы развития, придерживаясь примерного плана разработки документа, в котором должен быть вступительный раздел, аналитический и концептуальный. 2.1. Главной целью Программы является создание и обеспечение условий для достижения в ДОУ соответствующего современным требованиям качества предоставления образовательных услуг. 2.1.1. Основные цели: - создание системы управленческих, методических и педагогических действий, направленных на повышение качества реализации основной образовательной программы путем создания системы интегрированного образования, а также расширенного дополнительного образования, инновационных программ и технологий для воспитанников ДОУ; - Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников на основе научно обоснованных технологий. - Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание условий для успешной социализации и гражданского становления личности воспитанников. - Развитие потенциала педагогического коллектива и кадровое обновление. - Совершенствование структуры управления ДОУ. - Создание в ДОУ системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. 2.2. Основными задачами Программы являются: - фиксация и включение в контекст внешней среды существующего состояния и перспектив развития ДОУ; - выявление возможностей и ограничений, угроз и рисков, достижений и инновационного потенциала исполнителей; а также существующих проблем и недостатков; - определение и описание образа желаемого будущего состояния ДОУ для формулирования ее стратегических и тактических целей развития; - определение и описание стратегии развития и разработка конкретного плана действий ДОУ. обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов, достижения целей и реализация задач. 2.3. Основными функциями Программы являются: - нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - целеполагания: определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ДОУ; - процессуальная: определяет логическую последовательность мероприятий по развитию ДОУ. организационные формы и методы, средства и условия процесса ее развития; - оценочная: выявляет качественны изменения в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы. 3 Структура и содержание Программы 3.1. Структура Программы определяется ДОУ самостоятельно. 3.2. Программа развития в ДОУ по ФГОС содержит пять основных разделов, каждый из которых последовательно раскрывает значение документа: Введение Раздел I Информационно-аналитический аспект Программы развития ДОУ (Данный раздел отражает состояние дошкольного образовательного учреждения на текущий момент и ключевые проблем развития дошкольного образования. Вступительный раздел состоит из трех блоков: Аналитико-прогностическое обоснование документа с перечислением факторов, которые влияют на работу образовательной системы, анализ методической, учебно воспитатель ной, инновационной деятельности, характеристика проблемы, требующей модернизации системы образования, обозначение базовых и ресурсных условий). 1 Паспорт Программы развития ДОУ (Паспорт программы с ее краткой аннотацией, целями и задачами, этапами и условиями реализации, нормативно-правовой базой, финансовым обеспечением и планируемыми результатами.) 2 Информационная справка об образовательном учреждении (Информационно-аналитическая справка о состоянии образовательной системы в учреждении, включая характеристику воспитанников и воспитателей, материальнотехнической базы, управляющей среды, социума, функционала детского сада). 3 Проблемный анализ деятельности ДОУ (Аналитико-прогностическое обоснование документа с перечислением факторов, которые влияют на работу образовательной системы, анализ методической, учебно - воспитатель ной, инновационной деятельности, характеристика проблемы, требующей модернизации системы образования, обозначение базовых и ресурсных условий) 4 Определение возможных путей решения проблем Раздел II Концептуальное обоснование Программы развития ДОУ (Данный раздел характеризует концептуальное обоснование программного документа. Концептуальное основание программы развития муниципальной системы. Методологические основы для разработки концепции программы краткое описание основополагающих идеи, подходов, принципов организации жизнедеятельности ОУ: новые модели выпускника и педагога, миссия, принципы и т.д. Стратегические импера тивы иерархия тактических целей и задач развития системы (задачи должны иметь свойства операциональное™ и диагностичности, так же задачи должны быть соотнесены с направлениями и изменениями в образовательной системе); приоритетные направления развития системы или этапы введения инноваций в системе; краткое описание прогноза изменений в социальном заказе и прогноза основных тенденций развития окружающего социума; краткая характеристика условий, обеспечивающих деятельность педагогического коллектива по приоритетным направлениям развития системы: модельное представление). 1 Концепция развития ДОУ; 1.1. Образ выпускника ДОУ 1.2. Образ педагога ДОУ 1.3. Модель будующего детского сада (как желаемый результат) 1.4. Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения 1.5. Механизм реализации Программы развития 1.6. Критерии оценки эффективности и реализации Программы Развития ДОУ Раздел III Основные направления и механизмы реализации Программы развития ДОУ: 5 (Основные направления и механизмы реализации программы развития системы План реализации программы развития указываются направления, задачи, этапы, сроки, мероприятия, ответственные за реализацию программы (указанные мероприятия в плане должны соотносится с задачами и предполагаемыми направлениями развития образовательного учреждения >. Определение механизмов реализации концепции программы, механизмов синтеза государственного, ведомственного и общественного целеполагание, механизмы формирования проектов развития социокультурной и образовательной среды, механизмы построения системы научно-организационного, методического, материально-технического и управленческого обеспечения проектов и др. Система и механизмы управления - дается краткое описание модели управления образовательной системой (возможны схемы), с включением информации о механизмах управления в новых условиях; об участии и степени влияния работодателей, общественности в управлении, о механизмах самоуправления в (описание должно соотносится с направлениями изменений или задачам реализации программы развития). В разделе четко выделены этапы реализации программы: I этап (подготовительный “аналитико-прогностический”) II этап (реализации “содержательно-деятельный”) III (обобщающий “рефлексивный”) Раздел IV Ресурсное сопровождение реализации Программы развития ДОУ (Ресурсное сопровождение реализации программы развития образовательного учреждения. Основные ресурсы для жизнеобеспечения новой модели образовательного учреждения дается краткое описание и характеристика ресурсов, необходимых для реализации программы: нормативно-правовое сопровождение (возможные локальные акты, введение новых должностей, регламентация деятельности субъектов образовательного процесса и т.д.); научно-методическое сопровождение (возможные дополнительные разработки, целевые программы, механизмы оптимизации образовательного процесса, позволяющие реализовать программу); указывается уровень обеспечения системы образования кадровым потенциалом (указать условия и возможности повышения квалификации педагогических работников); информационные ресурсы (возможности и планирование информационной поддержки образовательного процесса, использование Интернета, сайта и т.д.); материально-техническая поддержка (возможности и условия оснащения образовательного учреждения) и другие ресурсы. Финансово-экономическое сопровождение реализации программы развития учитываются сроки и направления реализации программы, указывается изыскания внебюджетных и привлеченных средств для реализации программы развития; также может быть представлена программа финансового сопровождения образовательной деятельности с указанием увеличения доступных фондов, средств, ресурсов специатьных мероприятий по поиску и привлечению дополнительных ресурсов не только материальных и финансовых, но также интеллектуальных, моральных. Раздел V Ожидаемый результат (Ожидаемый результат, показатели социально - экономической эффективности и индикаторы реализации программы развития образовательного учреждения. Характеристика раздела: краткое описание индикаторов, позволяющих про веста оценку. анализ и мониторинг эффективности реализации программы развитая •соблюдение условий реалистических и диагностических индикаторов): характеристика устойчивости программы развития, указание возможных рисков и мер их преодоления Пример структуры и содержания программы развития детского сада Программа развития ДОУ система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников педагогического про лесса лете* . _ руководителей учреждения, родителей» направленную на повышение качества воспитания и обучения в ДОУ). 4 Порядок разработки, согласования, утверждения и внесения изменений и (или) дополнений в Программу 4.1. Порядок разработки Программы включает следующее: 4.1.1. Программу разрабатывает рабочая группа, состав которой утверждается приказом заведующего ДОУ. 4.1.2. Рабочая группа разрабатывает план-график разработки Программы. 4.1.3. После издания приказа о начале разработки Программы, ответственность возлагается на рабочую группу, которая в течение запланированного времени определяет график работы, исполнителей и т.д. 4.2. Порядок утверждения Программы предполагает следующие этапы: 4.2.1. Программа обсуждается, рассматривается и принимается на педагогическом совете, и после согласования с Учредителем утверждается приказом заведующего ДОУ. 4.3. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Программу включает следующее: 4.3.1. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений могут быть: - результаты мониторинга реализации мероприятий, оценки эффективности и достижения целевых индикаторов и показателей; - невыполнение мероприятий Программы; - издание стратегических документов на федеральном уровне; - потеря актуальности отдельных мероприятий, проектов Программы. 4.3.2. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в Программу по итогам мониторинга реализации мероприятий, оценки эффективности и достижения целевых индикаторов и показателей должны соответствовать требованиям, предусмотренным настоящим Положением, закреплены приказом по ДОУ «О внесении изменений и (или) дополнений в Программу развития ДОУ» и оформляются в виде приложений к Программе. 4.4. Программа развития, разработанная согласно настоящему Положению, является собственностью образовательной организации. 5 Порядок проведения мониторинга результатов реализации мероприятий Программы 5.1. Мониторинг результатов реализации мероприятий Программы организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации и оценки достигнутых результатов по истечении временного этапа плана действий по реализации Программы. 5.2.Исполнитель Программы представляет полученную в рамках проведения мониторинга Программы статистическую и аналитическую информацию Учредителю или коллегиальному органу управления для принятия управленческих решений педагогическому совету ДОУ. 6 Оформление, размещение и хранение Программы 6.1. Программа оформляется на листа формата А4, прошивается, скрепляется печатью. 6.2. Технические требования к оформлению Программы: 6.2.1. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, межстрочный интервал 1,0, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля: нижнее - 2 см, верхнее - 3,5 см, правое - 1,5 см, левое - 3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Таблицы вставляются непосредственно в текст. 6.2.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложений. На титульном листе указывается: - гриф «согласовано», «утверждено»; - название Программы; - срок реализации Программы. 7 6.3. Публичность (открытость) информации о результатах мониторинга хода реализации Программы обеспечивается размещением оперативной информации в сети Интернет на официальном сайте ДОУ в порядке, установленном Положением о сайте ДОУ. 6.4. Программа является обязательной частью документации образовательной организации и хранится в кабинете заведующего ДОУ в течение всего срока действия Программы. В данном документе пронумеровано, прошнуровано и скреплено мастичной 8